«Лахта-центр» становится похож на пропавшую трубу. Но в 10 раз дороже

"Лахта-центр" становится похож на пропавшую трубу. Но в 10 раз дороже

Как вернуть 20 млрд аванса на отделку небоскрёба Газпрома, узнал 47news. Или монополии придётся платить дважды. Дежавю.

В недрах Газпрома 21 декабря прошло селекторное совещание о подготовке дорожной карты по передаче проекта обустройства «Лахта-центра» компании «Газпромнефть — Восточно-Европейские проекты». Это процедурный шаг после разрыва контракта с мегаподрядчиком «Газстройпром» Организация должна отчитаться о расходовании 19,8 млрд аванса перед заказчиком «Газпром инвест», вернуть неосвоенное и всю документацию.

Ранее в официальных письмах звучали сроки: документы — до 31 декабря, деньги — до 30 января. Но собеседники 47news называют планы нереалистичными. «Это тонны документов. И это не фигура речи», — отметил один из сотрудников Газпрома. В целом, можно сравнить с описью каждого болтика, предположим, Кировского завода. За неделю.

47news ознакомился с проектом дорожной карты. Первая часть «Общие мероприятия»: создание рабочей группы (как без неё), распределение полномочий, вывоз оборудования, передача охраны периметра башни. «Юридические вопросы»: расторжение договора Газпромом, письма подрядчикам о расторжении, передача помещений. «Материально-технические ресурсы»: подсчёт и фотографирование материалов в башне и на складах, сверка, актирование, подсчёт оплаченного подрядчиками, вывоз. «Проектные вопросы»: сметная комиссия и всё что с этим связано. Скажем так, уже не поднять.

Самое интригующее развитие, возможно, в разделах «Строительно-монтажные работы» и «Финансовые вопросы»: фотофиксация всех помещений и коммуникаций, проверка выполненных работ субподрядчиками, составление и подписание актов фактически выполненного, сверка объёмов; подсчёт фактически понесённых затрат, возврат авансов.

Отметим, те, кто имеет отношение к «Лахта-центру», уверяют в совершенно невозможном — якобы за полтора года работы не было подписано ни одного акта о выполненных работах по форме КС-2 (деньги) и КС-3 (объёмы). Причина якобы из-за замечаний к качеству.

Как предполагают собеседники, проблемы могут начаться уже при составлении актов сверки. Если упрощённо, там три позиции: столько-то актов на строительно-монтажные работы, столько-то актов на материалы, неотработанный аванс такой-то.

— На бумаге все просто. Но, учитывая суммы в десятки миллиардов, только для постановки задачи нужен месяц-другой. Работы принять, материалы принять, неотработанный аванс вернуть. На практике сначала начнутся расхождения в этих трёх цифрах. Потом содержательные претензии к выполненным работам и материалам. Тут-то все и полетит в тартарары. И это если без активного сопротивления со стороны субподрядчиков. Если начнут саботировать, то годы.

Крупнейший субподрядчик на внутренней отделке Лахта-центра — калужская фирма «Каскад-Энерго», входящая в контур империи группы «Ташир». Есть мнение, что в сторону калужан ушли авансы на сумму не менее 11 млрд рублей. В негативном для Газпрома сценарии субподрядчик просто замкнётся в себе и не будет ни возвращать аванс, ни участвовать в процессе сверок. В этом случае, «Газпром инвест» будет вынужден подать в суд на «Газстройпром», а эта организация — уже на «Каскад-Энерго».

— Понимая неповоротливость структур Газпрома, иск подадут, дай бог, через полгода. В суде, скорее всего, будет борьба экспертиз. «Каскад» будет доказывать, как классно всё выполнено, а «Газстройпром» на пару с Газпромом оспаривать. И это действительно надолго, — предполагает сотрудник, добавляя: «Самая верная тактика по придерживанию полученных денег».

По мнению другого, не обязательно подозревать злой умысел субподрядчика.

— Может быть и так, что всё до копейки потратили на стройку, но ошиблись, переделали несколько раз. Или купили материалы, а они оказались не те, сдать невозможно и деньги не вернуть. Если же работы выполнены некачественно, принять их нельзя и деньги вернуть тоже. Если же работы закрыть не деньгами, а выполнением, то это история на месяцы.

47news связался с действующим по доверенности от «Каскад-Энерго» Маратом Абрамяном, гендиректором ТЦ «Рио» на улице Фучика. Есть мнение, что он курирует работы от «Ташира». Абрамян отвечал односложно.

— В суд пойдёте? — уточнил 47news.

— Не могу комментировать, не знаю.

— Вы готовы в столь короткий срок предоставить документы по выполненным работам и сами работы?

— Мы уже предоставляем.

— Сколько работ было сдано работ за всё время в процентном отношении?

— Извините… Гудки.

В филиале «Каскад-Энерго» в Петербурге, секретарь передала: «Руководство не будет комментировать». Что за руководство, не сказала.

К слову, взыскать деньги с заказчика, «Газпром инвест», у монополии тоже не получится. Компания выполняла функции транзита денег, не оставляя себе никакой комиссии. А вознаграждение от Газпрома получала по отдельному договору за выполнение функционала заказчика.

Ещё более негативное развитие для Газпрома в случае банкротства субподрядчика. В этом сценарии надежды на возврат средств станут совсем призрачными. Но здесь нюанс — «Лахта центр» объект знаковый, на виду всего города и строится под патронажем Алексея Миллера. Он же грезил переездом в башню ещё два года назад. А значит, придётся достраивать без оглядки на длительные суды. Следовательно, повторно выделять финансирование.

И что-то в этой диспозиции вызывает дежавю. Она очень похожа на пресловутый пропавший газопровод на Приозерск. В том случае, было потрачено около двух растворившихся миллиардов. Газопровод недавно достроили. По логике, на это пришлось выделить ещё столько же. На вариант с отделкой небоскрёба Газпрома потрачено уже около 20 млрд.

47news спросил пресс-секретаря Миллера Сергея Куприянова, если аванс по «Лахте» быстро вернуть не удастся или не удастся вовсе, будет ли продублировано финансирование для продолжения проекта обустройства. Куприянов ответил: «Предлагаю не забегать вперёд».

Сложилось ощущение, что мысль он понял.

Виктор Смирнов,

47news

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version