В финансовом отношении 2020 год, по мнению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), стал худшим в истории авиации. Авиаперевозчики сокращают расходы и придумывают новые услуги. Какие неожиданные ходы они придумывают, чтобы держаться на плаву?
Перевозки упали на 45%
С началом пандемии доходы авиационной отрасли упали в десятки раз. По предварительной оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в этом году авиакомпании России понесут убытки от продаж в размере 200 млрд руб.
«Ожидаем, что по итогам 2020 года общие показатели по перевозкам будут составлять порядка 70 млн. В 2019 году было перевезено 128 млн пассажиров, поэтому общее падение мы прогнозируем порядка 45%», — сообщил заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Илья Белавинцев.
По словам первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова, подходящий к завершению 2020 год стал для транспортной отрасли сложным, но не безумным.
«Удалось пока пройти этот отрезок времени без существенных потерь, без сокращений занятости и банкротств компаний. Хотя ситуация остается достаточно сложной. В значительной мере свою роль сыграла поддержка правительства — это порядка 200 млрд руб. Сегодня субсидии, которые уже запланированы для представления авиакомпаниям, выбираются достаточно плавно. Это говорит о том, что у авиакомпаний есть запас прочности», — сказал он. Зачем запускают чартерные рейсы в Европу, на которых нельзя полететь? Подробнее
Беспрецедентные акции и скидки
Авиакомпании пытаются решить финансовые проблемы и выйти из кризиса по-разному. Они используют как традиционные методы уменьшения издержек, так и придумывают новые маркетинговые ходы. Одни распродают дочерние предприятия, сокращают частоту рейсов, парк и персонал или сдают в аренду свои офисы. Другие полностью или частично переориентируются с пассажирских на грузовые перевозки. Российская авиакомпания Smartavia планирует стратегию «глобального сжатия» бизнеса — минимум рейсов и экономию средств, чтобы дожить до следующего летнего сезона.
«Мы, безусловно, режем все расходы. Самолеты у нас в принципе были подготовлены для такой ситуации: мы летаем full-эконом, и нам легко было перестроиться на такую модель бизнеса. Естественно, мы отказались и от питания, и от каких-то других вещей на борту: карамель, пледы, всё было безжалостно вычеркнуто — просто голый лоукост. Кроме того, мы ввели багажные и невозвратные тарифы», — сообщил на онлайн-форуме «Крылья будущего — 2020» заместитель гендиректора перевозчика Денис Померанцев.
С 10 февраля 2021 года британский лоукостер EasyJet сократит норму провоза багажа для самых дешевых тарифов. Если раньше разрешалось бесплатно брать ручную кладь размером 56x45x25 см, то со следующего года — только объемом 45x36x20 см. В компании надеются, что такая мера побудит людей платить за выбор места или использование багажного отсека. Пока одни авиапредприятия стараются выжать из пассажиров последние средства, другие, наоборот, завлекают их большими скидками. Так они рассчитывают заполнить хотя бы несколько самолетов, которые продолжают полеты, или заработать на продаже дополнительных услуг. Например, в августе и сентябре в ходе 48-часовых распродаж американский авиаперевозчик Alaska Airlines продавал два места по цене одного. Пара пассажиров могла получить целый ряд из трех кресел, расположившись с соблюдением дистанции, или один человек — три места. Ирландский бюджетный лоукостер Ryanair 24 сентября при покупке одного билета второй дарил бесплатно на поездки с 1 декабря 2020 по 27 марта 2021 года. Малайзийская бюджетная авиакомпания AirAsia продавала безлимитные проездные почти за 100 доларов, которые давали возможность неограниченно путешествовать по Таиланду в течении нескольких месяцев. Авиакомпания ОАЭ Emirates Airlines завлекает туристов бесплатной ночевкой в пятизвездочном отеле JW Marriot Marquis. Если они забронируют билет до 23 декабря и полетят в эконом-классе из Москвы в Дубай с 6 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года, то получат сутки проживания в этом отеле, а если в первом или в бизнес-классе, то двое. Кроме того, покупателям билетов Эмирейтс обещают бесплатную расширенную страховку, включающую и расходы в случае заболевания коронавирусом. Законна ли трехлетняя задержка выплаты компенсации за авиабилеты? Подробнее
Полеты с НЕБОнутыми
Авиакомпания «Победа» придумала новый рейс — «в никуда». Желающие вылетят из аэропорта Внуково, покружат над городами Золотого кольца и через 1,5 часа вернутся обратно. Рейсы запланированы на 19 и 20 декабря. Если цена за первый полет проекта «Полет с НЕБОнутыми в 2021 год» составляла 7,5 тысячи руб., то за второй — почти 8 тысяч руб. Спрос, на удивление, оказался огромный.
«На нашем рейсе мы гарантируем вам доброе и внимательное отношение экипажа, при хорошей видимости — обзорные комментарии, ну а если вдруг будет облачно, то чистое небо и солнце над облаками будет целиком и полностью принадлежать нам», — предлагают на сайте организаторы.
Подобные полеты практикуют и за рубежом. Например, в сентябре борт южнокорейской Air Busan поднялся в небо из международного аэропорта Пусана Кимхэ и, совершив круг над несколькими городами, через 2,5 часа приземлился обратно. Пассажирами стали студенты местного вуза. Они прослушали лекции, понаблюдали за работой всего экипажа и смогли попробовать себя в роли стюардов и стюардесс. В августе похожие рейсы совершила китайская авиакомпания China Airlines. Она предложила полёты для детей от 6 до 10 лет и их родителей. В ходе поездок ребята примерили на себя роль бортпроводников. В октябре в Австралии авиаперевозчик Qantas Airways показал за 7 часов своим пассажирам самые красивые места страны — Большой Барьерный риф, гору Улуру и Сиднейскую гавань. Местом взлета и посадки самолета стал аэропорт в Сиднее. Тайваньская авиакомпания Eva Air придумала круговые рейсы на Новый год и Рождество для одиноких пассажиров, ищущих себе пару. Мужчины должны быть от 28 до 38 лет, а женщины — от 24 до 35. Еще один критерий — наличие высшего образования и гражданство Тайваня. Участники смогут перезнакомиться друг с другом во время поездки, а потом выбрать понравившегося кандидата и продолжить с ним общение на земле. А японский авиаперевозчик ANA организовал рейс в гавайском стиле. В течение 1,5 часа бортпроводницы в гавайских рубашках под музыку разносили коктейли, а затем Airbus A380, разукрашенный под морскую черепаху, вернулся обратно в Токио. Небо. Самолёт. Маска. Какими станут полёты после пандемии? Подробнее
Бортовое питание на дом
British Airways сначала распродала на аукционах картины современных английских художников из своей коллекции, а потом начала предлагать утварь из самолетов, чтобы покупатели «могли воссоздать магию полета у себя дома». Желающие приобретали тележки для развоза напитков и еды, тарелки, столовые приборы, бокалы для шампанского, одеяла, полотенца, тапочки и другие предметы. А австралийская авиакомпания Qantas Airways реализовала по 1400 доларов через интернет-магазин бортовые тележки со списанных лайнеров Boeing 747. В каждую из них входили пластиковые ящики, бутылки шампанского, белого и красного вина, шоколад, печенье, миндаль, спальные наборы, туалетные принадлежности и одеяла.
Singapore Airlines переоборудовала два лайнера Airbus A380, простаивающие в аэропорту Чанги, под рестораны. Теперь желающие могут пройти там обзорную экскурсию и вкусно отобедать. Стоимость трапезы и обслуживания варьируется от 40 долларов в эконом-классе до 475 долларов в премиуме. Кроме того, Singapore Airlines запустила экскурсии, которые знакомят с историей авиакомпании, ее современной деятельностью и учебно-тренировочной базой. Thai Airways открыла в Бангкоке ресторан в авиатематике. Войти в него можно по трапу. Официанты в форменной одежде авиакомпании встречают посетителей и раздают им посадочные талоны. Интерьер украшают модели самолетов, запасные части двигателей, иллюминаторы, лопасти вентиляторов и кресла из лайнеров. Меню включает в себя напитки и блюда, которые подают на бортах.
Многие авиакомпании начали продавать бортовое питание с доставкой на дом. Так, тайские авиалинии предлагают различную готовую продукцию, начиная от жареных тигровых креветок и заканчивая говяжьей вырезкой с соусом из тмина. У национального авиаперевозчика Индонезии Garuda больше всего расходится яичный тофу и рисовый пудинг. Не отставали от них и наши предприятия. Так, в апреле «Уральские авиалинии» организовали доставку блюд из бортового рациона. В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге можно было заказать на официальном сайте авиакомпании наборы из меню эконом или бизнес-класса с курицей, мясом либо рыбой и напитки. А вот авиаперевозчик Finnair реализовывает бортовое питание в финских супермаркетах. С октября покупателям предлагают такие блюда из бизнес-класса, как фрикадельки из оленины, арктический голец, говядину терияки в японском стиле и другие. Блюда стоят от 10 до 13 евро. Самолёт с проблемами. Что должен знать авиапассажир? Подробнее
До восстановления еще далеко
Пассажиропоток во всем мире, по прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), вернется к докризисному уровню не раньше 2023 года. Восстановление перевозок российскими авиакомпаниями, как предполагает заместитель руководителя Росавиации Алексей Новгородов, произойдет в 2021 году на уровне не выше 80% относительно показателей 2019 года.
«В следующем году лучше не будет, поэтому всё зависит не от того, куда идти, а каким способом это делать. Авиакомпаниям необходимо адаптироваться к новым условиям. Сокращать расходы, например, на лизинг и арендовать воздушные судна меньшего объема. Уменьшать аэропортовые сборы. Следить за спросом граждан и повышать их заинтересованность в полетах. Развивать внутренний туризм. Придумывать новые маркетинговые задачи. Рестораны на лайнерах, доставка бортового питания и полеты «в никуда» показали свою эффективность. Люди соскучились по положительным эмоциям, получаемым от путешествий, и готовы заплатить даже за полеты над регионом. Мне, например, понравилась акция S7 Airlines «Летайте дома». В течение месяца они начисляли по 100 миль за каждый день, проведенный дома. Эти виртуальные мили можно будет потратить на будущие путешествия», — считает генеральный директор Ассоциация агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко.