Лагеря-призраки, или Застывшее советское прошлое

Лагеря-призраки, или Застывшее советское прошлое – Учительская газета
Лагеря-призраки, или Застывшее советское прошлое – Учительская газета

В Подмосковье находится множество заброшенных пионерских лагерей. Одни источники называют цифру в тридцать – сорок пустующих мест детского отдыха, другие утверждают, что на самом деле в области расположено больше ста лагерей-призраков. Несмотря на разницу цифр, факт остается фактом: подобных мест в регионе предостаточно, и они пользуются огромным спросом у любителей впечатлений.

В сентябре идея посетить какую-нибудь «заброшку» пришла и мне. Копаясь в Интернете, я прочитал множество статей, повествующих об удивительных местах, в которых застыл Советский Союз. Подобно привидениям, они разбросаны по нашей огромной стране, никому не нужные и опустошенные. Если у меня есть такая великолепная возможность прикоснуться к недалекому, но совсем не знакомому мне советскому прошлому, почему бы не сделать это?

Тем более что два таких объекта находятся неподалеку от Жуковского, где я живу. Это экс-лагеря «Подмосковный» и лагерь имени Лени Голикова.

Заразив этой идеей своего старого товарища (не одному же мне бродить по лесам и полям), я принял решение: отправляемся в путь в субботу утром 5 сентября. Сели в электричку и поехали.

Итак, объект №1. Пионерский лагерь «Подмосковный». Он базировался неподалеку от деревни Кузяево Московской области, изначально принадлежал Мосгипротрансу, а затем перешел под шефство местного фарфорового завода. По меркам того времени лагерь был очень даже приличный. Один бассейн с подогревом на открытом воздухе чего стоил!

Прибыв на место, мы познакомились с одним немолодым местным жителем. Разговорились. Старик рассказал нам о том, как весело и интересно, будучи ребенком, проводил в «Подмосковном» свое лето. Показывая пальцем куда-то в сторону, он сыпал эпитетами, описывая красоту тамошних мест. «Речушка там! Деревья!» – точно поэт, говорил он. Не перебивая рассказчика, мы выслушали все его истории о том, как вожатые ругали детей за опасные прыжки в бассейн, как мальчишки с нетерпением дожидались вечера, чтобы в десятый раз посмотреть в клубе фильм «Кортик», а потом пригласить какую-нибудь девчонку на танец.

«И похулиганить мы были не прочь, – лукаво улыбался старичок, – особенно ночью, когда все спят. Постоянно измазывали зубной пастой девчонок, случалось, пугали одного парня, Пашкой вроде звали. Он за­орет на весь корпус от страха, а вожатые его ругают! Эх, бедняга!»

Возможно, я слишком романтизирую жизнь советских детей, но именно такой я себе ее и представляю: беззаботная, более насыщенная, нежели моя. Мы задали дедушке вопрос, стоит ли туда вообще идти. Он ухмыльнулся и воскликнул, отмахнувшись ладонью: «Да я там триста лет не был! Вот вы сами сходите, а потом мне расскажете!»

Попрощавшись, мы продолжили свой путь.

К лагерю через сосновый лес ведет асфальтированная, но разбитая, в колдобинах, дорога. Сам лес полон вкуснейших ягод. Перешагивая через сваленные елки, мы вспоминаем слова нашего недавнего пожилого знакомого: отдыхавшие здесь ребята часто пробирались «сквозь чащу», чтобы «поискать чего-нибудь вкусного». Но ходили они только с вожатыми, здешняя местность достаточно болотистая, можно наткнуться на гадюк.

А еще он поведал нам старую пионерскую страшилку: однажды ночью какой-то пионер убежал в лес и не вернулся. Его искали, но не смогли найти. И после того как поиски прекратились, его призрак стал появляться в лагере по ночам. Может, говорил, и сейчас приходит.

Выдумки, конечно. Но байка все же немного насторожила нас.

Рядом действительно протекает небольшая речка, грязная и заваленная мусором.

Чудовищно. Неужели здесь мог находиться образцовый пионерский лагерь?

Входом в заброшенный лагерь служат две малюсенькие колонны из кирпича. Вот виднеется один из корпусов, поросший высокой травой. Пробраться внутрь через окно нам не составило никакого труда. Само здание ничего удивительного собой не представляет: коридоры, комнаты, большой холл. Корпуса полностью испоганены мародерами и вандалами. Перила спилены на металлолом. Некоторые комнаты совершенно черные, наверное, от поджогов. Стены усеяны граффити, хотя даже граффити я бы это не назвал. Это просто хулиганские рисуночки. Говорят, лет десять назад здесь можно было найти тетради, журналы и детские книжки, напечатанные еще в семидесятых годах. Растащили, обезобразили, сожгли. От советского прошлого, как бы забавно это ни звучало, осталась лишь синяя плитка на стенах в ванной комнате.

Другие корпуса мы осмотреть не рискнули, у некоторых из них обвалились крыши. Но зато мы увидели то, что когда-то было тем самым бассейном на открытом воздухе. Я живо представил себе, как этот бассейн выглядел тогда. Такие изыски можно встретить ну разве что в отелях на популярных курортах.

…Бывший детский лагерь имени знаменитого пионера-героя Лени Голикова. Находится он в том же Раменском районе.

Дела здесь обстоят иначе, нежели в «Подмосковном». От советского прошлого здесь сохранилось больше. Во многих спальных комнатах все еще стоит мебель. К моему удивлению, в одном из корпусов висят никем не тронутые советские агитационные плакаты, на одном из которых большими красными буквами написано «Будь готов!». Здесь даже осталась своего рода библиотека, где можно взять какую-нибудь старую книжку из серии «Жизнь замечательных людей», не прибегая, правда, к услугам библиотекаря, книги разбросаны по полу. Да и чтению могут помешать выцветшие страницы. К слову, меня мучил соблазн забрать какую-нибудь книжонку с собой на память. Но что-то меня сдерживало. Было такое ощущение, будто я намерен выкрасть какой-то драгоценный экспонат из музея.

Как и в «Подмосковном», здесь есть бассейн на открытом воздухе. Неподалеку от него на земле валяется белая скульптура – пионерка с мячом в руках. Я был поражен, что она до сих пор здесь, никто не умудрился ее утащить. Совсем иная история вышла со стендом, на котором был изображен сам Леня Голиков. В 2018 году он таинственно исчез в неизвестном направлении.

…Сегодня эти два детских лагеря в Раменском районе являются полигонами для проведения всякого рода игр, к примеру пейнтбола. Здесь бродят «сталкеры», выискивая вещи, представляющие хоть какой-то интерес. Старые корпуса с разваленными лестницами и разбитыми стеклами ни к чему иному уже непригодны. Мне становится не по себе, когда, глядя на все это, я вспоминаю старые черно-белые фотографии, обнаруженные в социальных сетях. На них изображены счастливые дети. Они играли в «Зарницу», занимались спортом, учились, пели песни у костра. Одна женщина, отдыхавшая в детстве в «Подмосковном», написала: «Этот лагерь был для меня вторым домом! Я никогда не хотела уезжать!» Теперь это место похоже на призрак. Почему так произошло? Может быть, вместе с ушедшим детством ушли и пионерские лагеря. Или мы просто захотели таким образом распрощаться с советским прошлым нашей страны?

Реальная причина выглядит куда примитивнее. В девяностые годы, как известно, в России проводилась политика приватизации. Наравне с заводами приватизировались и места отдыха. Однако детские лагеря часто оказывались неприбыльными и закрывались. Так произошло и с «Подмосковным». В начале девяностых он был заброшен, а в 2002‑м закрылся и Кузяевский фарфоровый завод, который шефствовал над лагерем.

Пионерский лагерь имени Лени Голикова закрылся позже, в 2005‑м. Кто-то даже начал распускать ужасающие страшилки, что один из вожатых сошел с ума, перерезал несколько детей. Разразился скандал. Как после этого там отдыхать? Вот лагерь и закрыли. Но опять же все много проще. Как и в случае с «Подмосковным», предприятие, которому он принадлежал, обанкротилось.

Да, думаю я, приватизация, разборки, банкротство, слияние и поглощение, все эти маркеры 90‑х продолжают рисовать удручающую картину. Но теперь ведь совсем другое время! Так нужны ли такие лагеря сейчас?

Интернет сообщает, что в период с 2018 по 2020 год было закрыто около десяти тысяч детских лагерей. Многие это связывают с тем, что интерес к отдыху в подобных местах постепенно пропадает. С каждым годом развивается внутренний туризм. На то же Черноморское побережье приезжают десятки тысяч туристов со всей страны, включая детей. Более того, некоторые семьи могут позволить себе и поездки за границу. Что уж там говорить о каких-то детских лагерях!

Другая сторона медали. Многие взрослые поминают такие лагеря добрым словом. И они бы с радостью отправили своих детей отдохнуть в летний лагерь. Это же прекрасная возможность провести время с пользой. Ребенок общается со сверстниками, обретает новые навыки. Но! Цена за смену заставляет смеяться и плакать.

Когда мне было лет восемь, меня отправили на три недели в средненький летний лагерь. Путевка стоила больше двадцати тысяч рублей. Сегодня ценник в этом лагере достиг…

сорока пяти тысяч! Лагерь, повторюсь, уникальностью не отличался, не отличается и сейчас. А если отправить ребенка, к примеру, в лагерь у моря, денег тратится еще больше. Не каждый может себе это позволить. Тот же «Артек» – удовольствие не из дешевых.

Количество лагерей сокращается, интерес к ним пропадает. Значит ли это, что время «Зарниц» и песен у костра закончилось? Я убежден, что нет.

Взрослые бьют тревогу: «Современные дети совершенно не способны к самостоятельной жизни». У меня же возникает вопрос: где их этой самой жизни обучить? На мой скромный взгляд, пионерские лагеря прекрасно выполняли эту функцию. Казалось бы, «Зарница» – бесполезная игра в войнушку, детские забавы. Тем не менее она учит детей командной работе и, если хотите, развивает их стратегическое и тактическое мышление.

«Современная молодежь не занимается спортом и целыми днями просиживает штаны за компьютером!» – еще одна претензия к нам. А если подарить ребенку путевку в спортивный лагерь? Вполне возможно, что это привьет ему интерес к спорту.

Еще приходится слышать негодующие речи об отсутствии патриотизма у современной молодежи. Пионерские лагеря в советское время помимо прочего выполняли функцию воспитания чувства любви к Родине.

Советское время давно ушло, и очень многие пытаются о нем благополучно забыть. Да, страна теперь совсем другая, но это не значит, что мы не должны заимствовать полезные вещи из прошлой системы. Почему бы не вспомнить о таком прекрасном явлении, как пионерский лагерь? Я убежден, что восстановление заброшенных лагерей и создание новых стало бы прекрасным вложением в будущее страны.

Максим ПЕТРОВ, ученик школы №3 г. Жуковский, Московская область

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version