Коронакризис показал всю важность онлайн-торговли, и теперь правительство хочет поддержать этот сектор экономики, субсидируя затраты крупных интернет-площадок, маркетплейсов. Но, похоже, сотни миллионов поддержки от Мишустина получит только основательница Wildberries Татьяна Бакальчук. Как ей это удаётся?
Проект постановления правительства, которым предлагается субсидировать затраты российских маркетплейсов на логистику, разработал Минпромторг. Согласно этой инициативе планируется выделить на три года полтора миллиарда на субсидии маркетплейсам, компенсируя им затраты на логистику и хранение товаров. Это необходимо, по мнению чиновников, «для повышения спроса на конкурентоспособную отечественную продукцию». Главное условие для получения поддержки — отсутствие иностранных акционеров. Компания на 100% должна быть российской. Интересно, что под эти критерии попадает только одна площадка — Wildberries. Другие крупные интернет-торговцы — Ozon, «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия» имеют в своём капитале иностранцев. Даже Сбербанк, мечтающий о своём маркетплейсе, не сможет претендовать на эту роль. Хотя контрольный пакет Сбера и принадлежит правительству, 45% его акционеров — иностранцы. Похоже, это было сделано эксклюзивно для «Дикой ягодки».
Наверное, это хорошая идея — оказать помощь компании, которая всего за несколько лет стала крупнейшей на российском рынке. И, действительно, некоторые статьи о пути основательницы маркетплейса Татьяны Бакальчук читаются как сказка о Золушке: бедная учительница английского языка, превратив свою квартиру в склад, лично развозит на троллейбусе тюки с одеждой по первым клиентам… Не имея ни опыта, ни первоначального капитала, ни даже соответствующего образования, медленно, но верно, она превратилась в самую богатую женщину России с состоянием в 1,4 миллиарда долларов, обогнав даже жену экс-мэра Москвы Юрия Лужкова — Елену Батурину.
Золушка и её принц
И в эту сказку можно было бы поверить, если не знать, что у нашей Золушки тоже был свой принц. И первые миллионы на развитие бизнеса она получила, не продавая китайские колготки, а от своего законного супруга Владислава, который в 2007 году продал «Газпромбанку» провайдера UTech за 7,5 миллиона долларов. Да, он внезапно оказался успешным бизнесменом, который решил сменить вид деятельности, удачно вложившись в интернет-торговлю. И которому, очевидно, надоело, что, пока он занимается бизнесом, жена прохлаждается на преподавательской должности. Но вряд ли от этого сказка становится менее интересной.
Фото © ТАСС / Сорокин Донат
Проблема в том, что эту компанию вряд ли можно заподозрить в поддержке отечественных производителей. А ведь на это и напирает правительство, разрабатывая программу. Наоборот, настолько жёсткого маркетплейса, выдавливающего из своих партнёров последние соки, надо поискать.
Чёрный Wildberries
Например, совсем недавно, перед «чёрной пятницей», маркетплейс взял и заблокировал магазин детской одежды «Кофтёныши». Официальная причина — «из-за отказа от участия в акции ко дню шопинга». А хозяин всего лишь высказался в социальных сетях о своём партнёре в негативном контексте. Потом маркетплейс без уведомления продавцов принудительно установил скидку 25% на все товары от партнёров. Иными словами, заставил их продавать товары себе в убыток. Мол, это было нужно, чтобы завоевывать лояльность покупателей. За чужой счёт — отчего бы и нет?
При этом поставщики не знали о готовящейся акции Wildberries, поэтому устанавливали свои предложения к «чёрной пятнице». Одна из участниц чата поставщиков задала вопрос поддержке маркетплейса: возможно ли оставить промокод сервиса и убрать свою скидку, которая была сделана ранее. Менеджер ответила, что текущие скидки убирать нельзя. И менять свои предложения можно будет только по окончании акции, то есть через неделю. Таким образом, покупатели Wildberries могут приобрести товары с огромными скидками, а предприниматели ничего не заработают, ведь им нужно будет ещё и комиссию маркетплейсу заплатить — от 15% за продажу. К тому же и логистика тоже чаще всего осуществляется за счёт продавца, а не за счёт площадки. Такая вот поддержка малого российского бизнеса.
А в 2017 году у Wildberries разгорелся серьезный конфликт с партнёрами, которые забросали «старшую сестру» десятками судебных исков. Компания просто не платила за уже проданный товар — мол, все деньги ушли на их продвижение и рекламу. Владелец бренда Prime Jeans вообще подал иск о банкротстве Wildberries, отчаявшись получить свои шесть миллионов рублей.
Сейчас с подобной проблемой сталкиваются рядовые покупатели — из-за того, что площадка ввела предоплату на свои товары. Как жалуются клиенты, теперь, получив вместо оригинального товара контрафакт или брак, очень сложно выбить из компании свои деньги обратно. Между тем Wildberries — чемпион по арбитражным делам в качестве ответчика среди российских интернет-магазинов. И с огромным отрывом! Контрагенты и поставщики подают против неё иски в два раза чаще, чем на гиганта Ozon, и в сорок раз чаще, чем на Beru.
Как уже писал Лайф, суды просто заполнены исками, в сумме истцы требуют вернуть астрономические 0,7 миллиарда рублей.
Успешные лоббисты
И вот эта компания получит государственную поддержку? Впрочем, у четы Бакальчук подозрительно лихо получается проталкивать свои интересы через правительство. Снижение порога таможенных пошлин при получении посылок из-за рубежа — это итог в том числе и их многолетней лоббистской работы. Уже согласовано предложение Минфина о снижении этого порога сразу в десять раз — до 20 евро. То есть покупать на Amazon, Alibaba и eBay станет откровенно невыгодно и очень долго.
И платить за один товар нам придётся сразу несколько раз: во-первых, втридорога покупая китайский ширпотреб через «отечественную компанию», а во-вторых, поддержав ее же федеральными субсидиями.