IATA обновила прогнозы по убыткам и восстановлению отрасли
Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА) ухудшила прогноз убытка авиакомпаний по итогам 2020 года до $118,5 млрд. Это худший результат в истории отрасли. При этом ассоциация более оптимистично, чем раньше, оценивает скорость восстановления отрасли: по новым расчетам, к прибылям мировые авиакомпании могут вернуться в четвертом квартале 2021 года, а китайский рынок — уже в этом году. Но у средней авиакомпании, подсчитали в IATA, запас прочности не превышает 8,5 месяца даже невзирая на господдержку.
IАТА пересмотрела прогноз чистого убытка авиаотрасли по итогам года. Если в июне организация оценивала его в $84,3 млрд, теперь ожидаемые убытки выросли до $118,5 млрд. В ассоциации ожидают падения пассажиропотока на 60,5% в этом году, до 1,8 млрд человек, загрузки кресел — на 17 процентных пунктов (п. п.), до 65,5%. Доходы от пассажирских перевозок упадут до $191 млрд, что составляет менее трети от прошлогоднего показателя, тогда как от грузовых, наоборот, увеличатся — почти на 15%, до $117,7 млрд.
В период эпидемиологических ограничений и низкого спроса на пассажирские перевозки авиакомпании по всему миру переориентировали под перевозку грузов в том числе пассажирские лайнеры (см. “Ъ” от 6 августа). По прогнозу IATA, в 2020 году доля выручки от грузовых перевозок вырастет на 24 п. п., до 36%. «Грузовой бизнес работает лучше, чем пассажирский,— замечает глава IATA Александр де Жюньяк.— Но это не может компенсировать падение доходов от перевозок пассажиров».
Александр де Жюньяк, глава IATA, 24 ноября
В книгах по истории 2020 год будет записан как худший финансовый год в (авиационной.— “Ъ”) отрасли.
В IATA уточняют, что спрос на внутренние перевозки сократился меньше, чем на международные,— в значительной степени за счет их восстановления в Китае и России. В ассоциации ожидают, что и самый крупный в мире внутренний рынок США восстановится быстрее, чем предполагалось. Между тем авиакомпании РФ после роста в августе и сентябре уже в октябре снизили внутренние перевозки (на 7%, до 5,6 млн человек). Китайские авиалинии лидируют по темпам восстановления, говорят в IATA, и могут вернуться к прибыльности уже к концу года.
«В книгах 2020 год будет записан как худший финансовый год в истории отрасли,— говорит господин де Жюньяк.— Если бы не $173 млрд финансовой поддержки со стороны правительств, мы бы увидели огромное количество банкротств». При этом даже с учетом поддержки средняя авиакомпания проживет еще всего 8,5 месяца, а то и меньше с учетом низкого сезона, полагают в IATA.
Ожидается, что агрессивное сокращение затрат в сочетании с повышенным спросом приведет к тому, что уже в четвертом квартале 2021 года отрасль выйдет в прибыль — раньше, чем предполагалось до сих пор. Но в 2021 году чистый убыток авиаотрасли, по ожиданиям IATA, составит $38,7 млрд, что выше июньской оценки в $15,8 млрд.
IATA ожидает, что грузоперевозки в 2021 году за счет роста деловой активности и необходимости доставки вакцин восстановятся в объемных показателях фактически до уровня 2019 года (61,2 млн тонн против 61,3 млн тонн), а доходы от них могут поставить исторический рекорд в $139,8 млрд. Но объемы пассажироперевозок вернутся к уровню 2019 года не ранее 2024 года.
Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает, что сохраняется проблема признания как вакцин, так и результатов тестов между странами. При этом стоимость тестирования, порой сопоставимая с ценой билета, также не способствует росту спроса на авиаперевозки. Выход авиакомпаний в прибыль будет возможен только тогда, когда пассажиры будут готовы лететь, причем по реалистичной цене, заключает он, напоминая, что даже до кризиса многие направления в Европе были убыточны.
Ольга Никитина