Заводы первой пятилетки — из-за границы. Кто ковал индустриализацию СССР?

Заводы первой пятилетки — из-за границы. Кто ковал индустриализацию СССР?

Раньше нам говорили, что основные заводы первой пятилетки мы построили сами. Но недавно я узнал, что их просто купили за границей. У кого и что?

Отвечает кандидат исторических наук Александр Байрамов:

— Да, к началу первой пятилетки 1928–1932 гг. СССР не имел возможности самостоятельно запустить проект индустриализации в полном объёме. Именно тогда был предпринят нетривиальный ход.

Как использовать кризис?

В США, ведущей на тот момент индустриальной державе мира, начинала раскручиваться Великая депрессия. Сокращение производства ударило по фирмам, которые занимались проектированием и строительством новых предприятий. Крупнейшее бюро Albert Kahn Incorporated, базирующееся в Детройте и прославившееся как «архитектор Форда», к концу 1928 г. оказалось на грани банкротства. А в апреле 1929 г. глава фирмы немецкий еврей Альберт Кан получил предложение построить в Сталинграде тракторный завод. Прозорливый Кан сделал встречное предложение — предоставил программу по промышленному строительству не только в Сталинграде, но в СССР вообще.

Статья по теме Великая рецессия. Как США пережили самый страшный кризис в истории?

Что было в приоритете?

В 1929 г. в Москве был открыт филиал фирмы, которым управлял брат Альберта —. Филиал назывался «Госпроектстрой». Там работали 25 американских инженеров и 2,5 тыс. советских сотрудников. Тот же Сталинградский тракторный завод действительно был построен в США, демонтирован, перевезён в Сталинград и собран заново за 6 месяцев — 17 июня 1930 г. с его конвейера сошёл первый трактор СТЗ-1. Всего фирма Кана построила в СССР, по разным данным, от 521 до 571 завода. Самые известные — это автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде — АЗЛК и ГАЗ. Плюс станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске и Верхней Салде. Литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове и Сталинграде. Механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске… Авторитет Альберта Кана в промышленной среде был очень высок. Узнав о том, что строительством предприятий в СССР занимается именно он, многие фирмы тоже принимались за дело. ГАЗ строила фирма Austin, а технологический проект реализовывала компания

Проект «Советская индустриализация» состоял из множества строек, которые тогда называли всесоюзными, но справедливее всего их было бы назвать всемирными. Так, знаменитый «Уралмаш» изначально проектировался «с учётом достижений западноевропейской и американской техники в области тяжёлого машиностроения». В поставке оборудования приняли участие 110 (!) иностранных фирм и компаний. Принуждение к грамотности. Почему обучение стало условием выживания СССР? Подробнее

Однако сбрасывать со счетов и наши, отечественные кадры было бы ошибкой. При строительстве знаменитого Новокузнецкого металлургического комбината, о котором Маяковский писал: «Через четыре года здесь будет город-сад», американская фирма Freyn Engineering Company неудачно расположила цеха завода. Потребовалось вмешательство русского инженера Ивана Бардина, который отвёл плотиной мелкую речку и значительно расширил площадь завода. То же самое касается Магнитогорского комбината. Его проектировала американская компания Arthur McKee. И вот каков был результат строительства. Шахту первой доменной печи русские рабочие под руководством американцев выкладывали 2,5 месяца, на вторую печь потребовалось 25 дней, а для третьей всего 20 — и уже без иностранного присмотра.

Не менее показательны и цифры импорта техники. В 1931 г. СССР закупил около трети, а в 1932 г. — около половины мирового экспорта всех машин. Главной особенностью было то, что закупали не просто абстрактные машины, а средства производства, чтобы исключить зависимость от иностранной промышленности. В 1931 г. стоимость машинно-технического импорта составляла примерно 3154 млн руб. К 1934 г. он сократился до 569 млн руб. А импорт, например, тракторов был и вовсе прекращён в 1932 г. Так сработала стратегия первой пятилетки: «Расширение импорта машин, чтобы освободиться от импорта машин». Цель была достигнута.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version