Владельцы нефтехимзаводов в Стерлитамаке устроили экологический геноцид населения?

Отравляющие стоки составляют основу благосостояния беглых олигархов

Владельцы нефтехимзаводов в Стерлитамаке устроили экологический геноцид населения?

Жители деревни Лесное Ишимбайского района Башкирии имеют собственного помещика, который закрыл им доступ в родной лес и к красивому озеру. Поместье нувориша раскинулось на шести гектарах, огородив забором с сигнализацией лесные угодья и водоем — они теперь в личном распоряжении местного владыки. Вероятно, богач посчитал, что имеющиеся у него деньги дают ему право владеть всеми 130 гектарами местных природных богатств. 

Впрочем, ничего удивительного в этой логике нет. Ведь принадлежащие богатею стерлитамакские нефтезаводы много лет отравляют Стерлитамакский район, губят здоровье местных жителей и их детей. И ничего – за наглое загрязнение окружающей среды олигарху даже ни разу не погрозили пальцем.

Жители деревни Лесное Ишимбайского района Башкирии имеют собственного помещика, который закрыл им доступ в родной лес и к красивому озеру. Поместье нувориша раскинулось на шести гектарах, огородив забором с сигнализацией лесные угодья и водоем — они теперь в личном распоряжении местного владыки. Вероятно, богач посчитал, что имеющиеся у него деньги дают ему право владеть всеми 130 гектарами местных природных богатств.

Как создаются капиталы

Хотя Иосиф Рутман и его партнер Дамир Мугинов, не отстающий от своего товарища в желании роскошествовать и иметь вертолетные площадки везде, где им хотелось бы приземлить личные вертолеты, разбогатели сравнительно недавно – в начале двухтысячных. И несметное богатство пришло к ним не тяжелым трудом, а тогда, когда парни научились «валить» государственные предприятия. Эта схема действовала на всей территории бывшего Советского Союза в 90-х годах прошлого века – скупить по дешевке и за счет кредитных средств акции госпредприятия, которые тогда принадлежали трудовым коллективам, вывести все ценные активы, а ненужное – отбросить. А потом высасывать соки из бывшего государственного имущества, не вкладываясь ни в его развитие, ни в модернизацию, ни уж, тем более, это даже смешно представить – в экологию. При этом еще можно заложить в банках производственные цеха и вновь взять немалые кредиты, которое будет отдавать и без того разоренное предприятие.

Так сколотили себе капитал многие российские нувориши, и наши друзья – не исключение. Другое дело, что с приватизацией они чуть запоздали – правящий тогда в республике Муртаза Рахимов надеялся, что сохранит в Башкирии такой оазис советской власти. Но центробежные процессы не спасли региональные госпредприятия. И в Башкортостане нашлись сметливые парни, которые принялись дербанить государственную собственность. Но этих 15 лет, пока наши герои владеют стерлитамакскими нефтехимическими заводами, хватило, чтобы производства перестали быть градообразующими и растеряли свою былую мощь. Зато владельцы бывших советских заводов несказанно обогатились, приобретя поместья не только в Москве, но и в Испании, Израиле и Америке.

И пока новоявленные олигархи шикуют за границей, жители Стерлитамакского района пожинают горькие плоды грабительской «прихватизации».

Злые языки утверждают, что владельцы ни копейки не вложили в производства. Более того, у этих нефтехимических заводов до сих пор нет собственных очистных сооружений. Очевидно, что новоявленные хозяева тратиться на очистные мощности не хотят. Ведь у них совсем другая задача – личного обогащения.

Опасно, яд!

А ведь, благодаря олигархам, жители Стерлитамакского района переживают настоящий экологический геноцид. Твердые химические отходы с нефтезаводов – тяжелые углеводороды и отработанные катализаторы, содержащие тяжелые металлы, просто сваливаются в открытый котлован у деревни Михайловка. А потом эта адская смесь, размытая дождями, бежит на поля совхоза «Рощинский» и к стерлитамакским домам, которые находятся от котлована в пределах одного километра. А жидкие отходы – не менее зловредные и вонючие, льются по давно проржавевшей трубе в местное озеро Соленое. Еще — промышленные отходы с примесями нефтепродуктов бегут по обычной канализационной трубе в реку Белая в непосредственной близости от детского лагеря «Спутник». Это при том, что эти отходы в десятки и сотни раз превышают нормативные показатели по содержанию хлорид-ионов, сульфат-ионов, фенолов, ионов двухвалентной меди, содержанию 1,2,3-трихлорпропана, 1,2,2,3–тетрахлорпропана, нефтепродуктов и ещё более чем 20 опасных веществ, нанося ощутимый вред экологии.

Любой местный житель вам расскажет, что рыба в водоемах, где льются токсичные вещества, превратилась в химических мутантов – есть ее нельзя, при жарке она просто разваливается, как прокисшее тесто. Остается только догадываться, как обилие химических отходов в окружающей среде влияет на организмы местных жителей и их детей.

Так получилось, что, когда эти бывшие советские предприятия принадлежали государству, у них был договор с местным заводом «Авангард» по очистке промышленных отходов. Тогда, когда все производства были общей собственностью, не было необходимости строить отдельные очистные для каждого предприятия. Но сегодня все кардинально изменилось, и теперь «Авангард» сам на ладан дышит. Этот завод давно растерял все мощности, которые необходимы для обеззараживания сливов с нефтехимических производств. Но владельцев нефтехимии это не особо волнует – схема, существующая с советских времен, их вполне устраивает. То есть деньги – нам, отходы – вам. Какое прекрасное распределение обязанностей между теми, кто ворочает миллионами и местными жителями, вынужденными жить в химическом угаре!

Другой вопрос, почему эта проблема не волнует контролирующие и надзирающие ведомства, обязанные заставить владельцев предприятий построить собственные очистные?

Эх, разойдись, душа!

Иосифу Рутману повезло – первое госпредприятие он получил фактически «по наследству». Его отец Григорий Рутман возглавлял стерлитамакский экспериментальный нефтехимический завод, выпускающим фенольные стабилизаторы для внутреннего рынка и за рубеж — в народе завод называли «опытным». Григорий Рутман, по утверждению знающих людей, был очень «умным мужиком». А завод, под его руководством, единственный в Союзе, разрабатывал различные присадки, повышающие октановое число в нефтепродуктах. Вот этим уникальным производством и завладел сынок советского производственного деятеля, по слухам, «на средства еврейской мафии». Теперь это предприятие носит название «Стерлитамакский нефтехимический завод» (СНХЗ). Стартовых денег хватило, чтобы выкупить у работников акции предприятия, а дальше делать с производством все, что пожелает душа. Душа нового хозяина, например, пожелала разогнать пожарную охрану, несмотря на пожароопасность химического объекта и устроить и здании бывшей пожарной части ангар для своего личного вертолета «Робинсон».

Вторым государственным градообразующим предприятием, которым завладели удачливые партнеры, стало производство синтетического каучука. Известный на всю страну «Стерлитамакский завод синтетического каучука» довели до банкротства и на его месте появилась компания «Каучук», уставной капитал которой в 2004 году занизили на сотни млн рублей. А потом активы компании скупили по бросовой цене. И теперь счастливчики владеют производством под названием «Синтез-Каучук». Только это совсем не то предприятие, которое славилось на всю страну – новоявленные капиталисты выгребают из него все подчистую, затрачиваясь лишь на производственные нужды и до предела сократив былые мощности. Если в лучшие времена на заводе трудилось свыше 10 тысяч человек, то теперь здесь работают около четырех тысяч, получая мизерную зарплату в 15 тысяч рублей.

Зато теперь эти предприятия не выходят из сводки происшествий. Так, трое рабочих пострадали и были госпитализированы с ожогами, полученными при возгорании паровоздушной смеси на территории «Синтез-Каучук» в апреле 2016 года. В ноябре 2018 года на «Синтез-каучуке» из-за изношенного оборудования в цехе И-7-10 произошел взрыв изопентана и случился крупный пожар. Четыре человека получили ожоги различной степени тяжести, а двое из них — 54-лений Булат Янбеков и 49-летняя Альбина Гремак оказались в реанимации с термическими ожогами практически всего тела. С огнем боролись 44 огнеборца и 24 единицы техники. Но в обоих случаях скандал, связанный с тем, что на предприятии работают на морально устаревших установках, удалось замять, а в пожаре обвинили «стрелочника» — 43-летнего аппаратчика.

Еще одно показательное происшествие случилось на заводе «Синтез-Каучук» в апреле 2018 года – здесь обрушилось девятиэтажное здание демонтируемого цеха № Е-12А. Грохот стоял такой, что стерлитамакцы решили – началась война. По счастливой случайности никто не пострадал. И, как оказалось, хозяева завода подрабатывали еще и тем, что сдавали на металлолом конструкции старых цехов. Жадность и торопливость при разборе старого здания оказалось роковой – оно чуть не погребло под собой любителей дармового металлолома. Причем, по данным правоохранителей, металлолом продавался без лицензии, без договоров и за наличный расчет, а сумма, которую приносили разбираемые цеха владельцам, составляет от 70 до 80 млн рублей в год. Один из организаторов этой незаконной продажи уже стал фигурантом уголовного дела за мошенничество в крупном размере, но настоящие интересанты этого нелегального заработка ушли от ответственности.

Давно ходят слухи, что коммерсанты, владеющие стерлитамакскими заводами, выводят средства обоих предприятий в офшоры через фирмы, зарегистрированные в литовской Клайпеде. Кроме того, утверждалось, что предприниматели незаконно возмещают в налоговой инспекции акцизные сборы, перепродавая своим же конторам подакцизное сырье — С5, купленное без акцизной ставки. Якобы только за один месяц предприятие выставляет к возмещению в налоговой в среднем 68 млн рублей и если это правда, то это серьезное преступление против государства.

Криминальный след

Дамир Мугинов хорошо известен уфимской публике, как хитроумный бизнесмен, который одним росчерком пера заработал 126 млн рублей, купив у уфимской мэрии участок задешево – за 14 млн, якобы для строительства теннисного корта. А потом, волшебным образом изменив в Росреестре его назначение на жилое строительство, продал в 10 раз дороже – за 140 млн. На этом месте близ парка Гафури сегодня высится элитный жилой комплекс. Против г-на Мугинова и неустановленных чиновников уфимской мэрии даже возбуждалось уголовное дело. Но работу следователей в одночасье развалил суд, отменив постановление о возбуждении уголовного дела против зажиточного фигуранта. Чем руководствовалась Фемида, освобождая суперпредприимчивого бизнесмена от уголовной ответственности, осталось за кадром. Но силовики не остановились и возбудили новое дело — теперь по факту разбазаривания городских земель. И чиновники, которые не обладают такой тугой мошной, как у г-на Мугинова, и будут вынуждены заговорить. И, возможно, богачу все-таки придется ответить за эту аферу.

Кстати, сегодня богатые резиденции Иосифа Рутмана – как на хуторе Лесном в Ишимбайском районе, так и в парке Гагарина в Стерлитамаке — пустуют. Олигарх пребывает в стране обетованной — в Израиле он скрывается от российского правосудия. Как говорится, и на старуху бывает проруха – мужчина попался на банальной взятке, которую он намеревался дать прокурору, чтобы прекратить уголовное преследование.

Дело в том, что компаньоны, по той же схеме, как «отжали» нефтехимические заводы, как говорят, разорили массу предприятий в Стерлитамаке. Так, одной из жертв стал благополучно обанкроченный «Трест Стерлитамакстрой», где трудилось 6000 тысяч человек – все они остались без работы. Но теперь в здании ранее успешного предприятия размещается торговый центр «Фабри». И надо же так тому случиться, что в 2016 году у «Фабри» появился конкурент – современный торговый центр «Сити-Молл». И, похоже, у владельца заводов и вертолетов возник план завладеть и этим имуществом. В 2017 году г-н Рутман и сотоварищи с помощью рейдерских схем заполучили собственностью хозяина «Сити-молла» стоимостью 21 млн рублей. Но то ли бизнесмены израсходовали всю свою удачу, то ли за 10 лет изменилось правоохранительная система страны, но эта авантюра им даром не прошла. Сам Иосиф Рутман и его начальника безопасности Эдуарда Васильева обвинили в тяжком преступлении – мошенничестве в особо крупном размере. Компаньоны попытались через своего адвоката дать прокурору взятку в пять млн рублей, но и здесь их ждала неудача – возбуждение еще одного уголовного дела по не менее тяжкой уголовной статье.

Так что пока Иосиф Рутман в бегах, а его компаньон Дамир Мугинов, как говорят, отсиживается на своей фешенебельной вилле в городе Антип во Франции. Зато жителей Стерлитамакого района по-прежнему ежедневно отравляют зловонные стоки, которые составляют основу благосостояния беглых олигархов.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика