А началось всё с того, что к чемпионату мира по футболу 2018 года правительство страны решило построить третью по счёту ВПП, которая должна была увеличить пропускную способность аэропорта. К 2016 году она уже должна была быть пущена в строй. При этом проектировщики решили разобрать и реконструировать вторую полосу: она со временем должна была стать рулёжной дорожкой.
Проект модернизации, предусматривающий строительство третьей ВПП и реконструкцию существующей взлётно-посадочной полосы, начался в 2012 году. Его на основе государственно-частного партнёрства совместно ведут Росавиация и оператор аэропорта ОАО «Международный аэропорт Домодедово». Практически сразу после старта проекта был заключён контракт на реконструкцию с ЗАО «СУ-1».
Тогда подрядчик разобрал действующую вторую полосу на треть, но ни к 2016 году, ни позже больше никаких изменений не было. В результате сейчас аэропорт работает с одной ВПП вместо трёх, из-за чего его транспортная эффективность оказалась ниже проектной на 35%, а разобранная горе-ремонтниками полоса представляет собой серьёзный источник опасности: уже был случай, когда на неё садился самолёт с пассажирами. В тот раз, слава богу, всё обошлось…
Фото © ТАСС / Марина Лысцева
Этим летом Счётная палата провела аудит проделанных работ и обнаружила недостачу имущества при проверке в Росавиации. Выяснилось, что в аэропорту не хватает видеосерверов, видеорегистраторов, коммутаторов, программного обеспечения и стройматериалов. Куда-то делись необходимое для ремонта ВПП оборудование и стройматериалы: железобетонные трубы, арматура, насосы, термошкафы, электрокабели и многое другое.
В 2012 году контракт на ремонт ВПП почти на 13 млрд рублей достался подмосковной компании тюменского предпринимателя Сергея Солодовникова «Строительное управление № 1» (СУ-1). В своё время он был известен как владелец ЗАО «Аэродромдорстрой», получавшего жирные подряды на миллиарды рублей от государственных учреждений — прежде всего дорожных. На эти деньги он ремонтировал федеральные трассы, а также улицы в городах Кировской, Тюменской областей и на территории Татарстана.
В Москве обороты бизнесмена, казалось, только возросли: первый транш на строительство ВПП составил около 3 млрд рублей. А всего за 2012 год компания набрала контрактов на сумму более 9 миллиардов. В 2014 году — рекордные почти 24 млрд рублей. Снова много дорожных контрактов от Росавтодора.
Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Казалось бы, с такими деньжищами можно строить очень быстро, однако работы велись ни шатко ни валко, что подрядчик объяснял отсутствием денег. А в 2016 году, когда подошёл срок сдачи ВПП, СУ-1 объявило о банкротстве.
Выяснилось, что к тому моменту СУ-1 утопало в судебных разбирательствах. Всего против строителей было подано 727 исков на общую сумму требований около 14 млрд рублей. При этом большинство претензий предъявлялось с 2014 по 2015 год.
В конце 2015 года Солодовников угодил в СИЗО на несколько месяцев. Ему вменяли хищение на строительстве взлётно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово, а также хищение при строительстве второй ВПП в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Ранее в отношении Солодовникова было возбуждено уголовное дело по факту хищения 3,5 млрд рублей из бюджета при реконструкции лётной зоны аэропорта Домодедово.
Тем не менее по какой-то причине контракт с СУ-1 не расторгался до 2018 года. И, возможно, не случайно, если в официальном сообщении Следственного комитета России деятельность ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» расследуется в период с 2012 по 2019 год. Следствие пока воздерживается от объявления имён, но в то время генеральным директором ФГУП являлся Юрий Антипов.
Фото © ТАСС / Сергей Карпухин
Правоохранители наверняка зададут ему неудобные вопросы. Как руководитель предприятия он, конечно, должен был знать о странном поведении подрядчика, который в 2014 и 2015 годах срывал график работ. Почему Антипов не принимал никаких мер воздействия на СУ-1? Не разорвал контракт? И, наконец, куда подевалось имущество аэропорта?
Изначально полосу должны были сдать в эксплуатацию в 2016 году, но этого не произошло из-за банкротства подрядчика. В октябре 2018 года Росавиация расторгла контракт с СУ-1. В июне 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос выделения Росавиации средств на достройку аэродромных объектов аэропорта Домодедово. Работы возобновились в конце 2019 года.