Глава Ростуризма: мы смогли минимизировать ущерб от пандемии

Глава Ростуризма: мы смогли минимизировать ущерб от пандемии

Как удалось спасти туристическую отрасль от массовых банкротств? Какие меры поддержки теперь станут постоянными? И сможет ли новый нацпроект превратить Россию в настоящий магнит для отдыхающих? Об этом и не только глава Федерального агентства по туризму Зарина Догузова рассказала в большом эксклюзивном интервью Марии Бондаревой.

— Перезапустится ли туризм к Новому году? Я беседовала с Виталием Геннадьевичем Савельевым, главой «Аэрофлота», он мне говорил, что верит в то, что к концу года все-таки возобновится авиасообщение с ЕС. Ваше личное мнение, ваши ожидания какие?

— Во-первых, для меня слово «перезапуск» означает не только возобновление международного авиасообщения, но и нормализация путешествий внутри страны. Я так понимаю, ваш вопрос сейчас касается именно международного авиасообщения.

Что касается международного сообщения, мы в очень плотном контакте находимся со своими зарубежными коллегами, главами туристских организаций – министрами туризма. Буквально на прошлой неделе у нас была очередная встреча министров туризма G20, кстати говоря, в таком, очень открытом, доверительном диалоге мы делились последними новостями, последней информацией. Собственно, каков итог наших обсуждений: все очень и очень осторожны в том, что касается возобновления взаимных туристических поездок. Это притом, что очень многие страны гораздо более зависимы, чем мы, от въездных потоков. Для них это вообще основной заработок в части туризма, основная часть ВВП, они на этом зарабатывают действительно огромные деньги. Но, вместе с тем, все очень аккуратны, очень осторожны. Туристические поездки возобновляются только на взаимной основе согласно критериям, которым нужно соответствовать как с одной, так и с другой стороны.

Нужно еще понимать, что возобновление взаимных поездок лежит в зоне ответственности не только и не столько туристических администраций, но больше касается роспотребнадзоров двух стран, министерств иностранных дел, потому что речь идет всегда о взаимном открытии границ. Поэтому мы, имеются в виду люди, ответственные за туризм, держим руку на пульсе, всегда на связи, в контакте. Но этот вопрос лежит не только в нашей зоне ответственности. Все очень хотят как можно более быстрого возобновления международных поездок, но при этом однозначно все высказались, что торопиться не будем, акцент везде сейчас делается на внутреннем туризме.

— Это то, что звучало на встрече G20 министров туризма?

— Это то, что буквально недавно звучало… Все аккуратны, осторожны, однозначно все говорят о том, что здоровье и безопасность людей на первом месте. Поэтому мы поступательно движемся, но общий тренд таков: не торопимся, ориентируемся на эпидемиологическую ситуацию, которая разворачивается в мире – где-то явно очевидно в худшую сторону. И вот многие коллеги фиксируют, что действительно идет рост, и очень во многих странах сейчас снова закрывают часть предприятий индустрии гостеприимства. Поэтому пока, в целом, разговоры относительно открытия границ очень аккуратные, осторожные. Но при этом, повторю еще раз, мы движемся: вот, 15 стран, с которыми мы открыли границы. И рекомендуем нашим гражданам быть аккуратными.

— Но все равно пока внутрироссийский туризм – наш приоритет пока?

— Безусловно, акцент на внутренний туризм, на внутренние поездки, где у нас гораздо больше возможностей обеспечить безопасность для наших граждан. А в том, что касается зарубежных поездок, мы и раньше говорили: со стороны Ростуризма не было и никогда не будет каких-то искусственных ограничений. Нашей задачей не являются какие-то запреты! Задачей Ростуризма является создание условий в стране, при которых внутренние поездки были бы лучшим выбором наших граждан.

— Владимир Путин еще перед началом лета, насколько мне помнится, сказал, что нужно запустить внутренний туризм. Сейчас уже прошел и летний сезон, и бархатный сезон уже закончился…

— В самом разгаре!

— Да, я думала, что уже заканчивается?

— Октябрь – у нас практически полная загрузка.

— Тем не менее, что вы можете сказать? Получилось?

— Получилось! Еще в мае, начале июня сложно было говорить о каком-то возобновлении туризма, но мы при этом понимали, что самой лучшей мерой поддержки, самой лучшей антикризисной мерой для отрасли индустрии гостеприимства будет запуск курортного сезона. Была проведена, без преувеличения, гигантская работа. Я, пользуясь моментом, хочу выразить Анне Юрьевне (Поповой – главе Роспотребнадзора) благодарность: мы плечом к плечу с ней и вместе с регионами, с другими вовлеченными ведомствами, вырабатывали протоколы безопасности практически для всех субъектов индустрии, для всех видов средств размещения – гостиниц, отелей, пансионатов, санаториев. И мы действительно в беспрецедентных условиях фактически в ручном режиме запустили к 1 июля курортно-туристический сезон вообще по всей стране. И он очень успешно у нас прошел. И Анна Юрьевна нас похвалила, отметила летний курортный сезон, как очень позитивный опыт безопасных путешествий по стране. С одной стороны, мы дали людям возможность отдохнуть в своей стране в условиях, когда границы с большинством стран были еще закрыты, а, с другой стороны, поддержали отрасль, где работает несколько миллионов человек. То есть, мы понимали, что нам нужно поддержать более 4-5 миллионов рабочих мест. Мы действительно думали, работая в режиме 24/7, о миллионах людей, и понимали, что во многом их работа, их заработок зависит от тех решений, которые мы будем принимать. Была проведена большая работа, мы поддержали отрасль, спасли тысячи предприятий от банкротства, и, в целом, все это прошло очень спокойно с точки зрения эпидемиологической ситуации, с учетом всех тех протоколов и мер безопасности, которые мы вместе с Роспотребнадзором вырабатывали. И если в текущей кризисной ситуации о росте отрасли говорить все же не приходится, но минимизировать ущерб от пандемии нам точно удалось.

— Да, мерой поддержки отрасли еще являлось введение туристического кешбэка. Сначала – первой очереди, потом – второй очереди.

— Мы вообще в этом году практически все делали впервые: мы впервые включили при поддержке правительства крупнейшие гостиничные сети в перечень системообразующих предприятий российской экономики, это, я бы сказала, исторический момент для индустрии гостеприимства. Мы впервые запускали чартерные поездки, которые раньше ассоциировались исключительно только с Турцией и выездным туризмом. Кстати говоря, мы продолжаем над этим работать. У нас буквально недавно закончился сбор заявок на грантовую поддержку общественно-предпринимательских инициатив – небывалый интерес, и конкурс, как в МГИМО, как мы любим на эту тему здесь шутить! Там практически 10 заявок на одно место, то есть, огромное количество заявок – более 4 тысяч. Это тоже поддержка бизнеса, малого и среднего, в первую очередь. Конечно же, мы на этом не будем останавливаться. И вы абсолютно правильно напомнили – туристический кешбэк наряду с теми мерами, которые мы впервые запускали, тоже стал абсолютно уникальной, беспрецедентной мерой поддержки, когда выгоду получает непосредственно сам турист деньгами на свою карточку, с которой произведена оплата. Это очень прогрессивная мера поддержки, и государство действительно возвращает до 20 тысяч рублей деньгами на карточку «МИР», что является обязательным условием. Был первый этап, который проходил в самом конце августа. Тогда окно продаж длилось всего неделю, это был пилотный этап. Многие тогда не успели воспользоваться этой программой, поэтому по поручению президента, председателя правительства мы продлили программу, значительно облегчили услуги участия в ней. Теперь можно отправляться в короткие путешествия, которые начинаются от двух ночей. То есть, практически можно на выходные сесть в автомобиль… Мы, кстати говоря, активно продвигаем короткие путешествия именно на личном автомобиле. Во-первых, это и безопасно, и позволяет чаще путешествовать, тем более что сейчас с туристическим кешбэком можно делать это, при желании, хоть каждые выходные – количество транзакций на одну карточку не ограничено. То есть, на каждую такую поездку, на каждую транзакцию будет возвращен туристический кешбэк в размере 20 процентов, а в максимуме может составить 20 тысяч рублей.

Конечно, мы понимаем, что есть объективные ограничивающие факторы – все-таки разговоры о второй волне тоже играют свою роль.

— Боятся люди сейчас?

— Я думаю, что многие боятся. Даже среди моих знакомых. Я и знакомым, и родным, и близким, и нашим гражданам рекомендую, в первую очередь, внимательно относиться к своему здоровью, взвешивать при планировании поездки все за и против. Посмотреть, какая ситуация в том или ином регионе. А в нашей стране как раз огромные возможности для того, чтобы гулять, наслаждаться природой, причем в самую разную погоду, заниматься какими-то активными видами спорта – в Крыму это можно делать практически круглый год, включая зиму. Можно отправиться в оздоровительные поездки в тот же Ставропольский край, на Кавказ – гулять, дышать свежим воздухом, процедуры оздоровительные принимать. Это тоже все не связано с большим скоплением людей, и, в целом, это людей может поддержать. Многие хотят оздоровиться, подлечиться. А для тех, кто хочет отправиться в настоящую русскую зиму, увидеть Северное сияние…

— Мы сейчас с вами поговорим об этом отдельно. Пока мы с вами говорим о том, насколько удался этот туристический сезон в России, у меня возник еще такой вопрос: понятно, что сезон был удачным в плане количественном – все путешествовали по России, открывали для себя новые места, но что вы можете сказать про качество отдыха в России? Уровень услуг, уровень отелей, уровень персонала – вот эти все моменты!

— Давайте прямо совсем откровенно: качественно изменить сервис и улучшить туристическую инфраструктуру, которую мы годами системно не развивали, за один летний сезон просто невозможно. Это тоже нужно понимать! Поэтому то, о чем вы говорите, это не меняется за одно лето, за сезон, за три месяца закрытых границ.

— У вас есть какие-то программы? Вы предпринимаете какие-то действия для этого?

— Я вам объясню на пальцах: если взять пример с туристическим кешбеком, который в этом году задумывался как такая антикризисная мера поддержки людей в моменте позволить людям путешествовать по своей стране, но в долгосрочной перспективе мы видим это, как эффективную меру поддержки по расширению «крыльев» сезона. К примеру: качество сервиса улучшается, и бизнесу становится выгодно вкладываться в кадры, в развитие сервиса, в обновление туристической инфраструктуры, как правило, только тогда, он видит устойчивый поток на протяжении хотя бы шесть-семь месяцев. Короткий сезон, а он у нас практически везде короткий, по всей стране, включая Крым, Краснодарский край, тот же Питер, который заполнен только два-три месяца в году.

— В этом году он еще короче был!

— Абсолютно! Если бизнес видит устойчивый туристический поток на протяжении хотя бы шести-семи месяцев, для него сразу рентабельность повышается, становится сразу же выгодно вкладываться и в туристическую инфраструктуру, и кадрами заниматься на более качественном уровне и так далее. Поэтому мы все те меры поддержки, которые были начаты в этом году, планируем сделать системными, ежегодными – те же гранты! Впервые в российском туризме предприниматели, малый и средний бизнес, который заинтересован в развитии туризма, в улучшении туристический инфраструктуры, в создании модульных, некапитальных отелей, в развитии туристических маршрутов, в создании точек проката, улучшения в принципе инфраструктуры на местах, первые получит в этом году меру поддержки в виде софинансирования таких инициатив. Мы планируем это продолжать в следующем году и в последующие годы.

То же самое касается чартерных программ. Мы летом запустили на Байкал чартерную программу впервые в истории, я еще раз подчеркну, что раньше чартерные программы ассоциировались исключительно и исключительно имели отношение к выездному туризму…

— Турция, Египет!

— Вы, наверное, вряд ли когда-то слышали про чартерную программу внутри страны! Это тоже формирование устойчивого потока, это тоже про повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Вот как раз не было системы мер, которые бы в правильной связке работали на протяжении длительного времени.

На примере той же Турции: турки туризм системно развивают, вот, как думаете, сколько? Последние 30 лет! Вот, они последние 30 лет системно занимаются поддержкой туристического бизнеса, они создают условия для того, чтобы туристическая инфраструктура развивалась.

— Для них это основная часть ВВП!

— Они платят иностранным туроператорам за привоз каждого иностранного туриста! И мы как раз сейчас при поддержке руководства страны подошли к формированию в туризме не одной меры поддержки, не двух, а именно системы, комплекса взаимоувязанных мер поддержки, которые в горизонте нескольких лет и такой системной работы дадут большой мультипликативный эффект и приведут к тому, что в нашей стране будет достаточное количество конкурентоспособных по соотношению «цена – качество» туристических продуктов. Это то, чего у нас действительно не хватает.

— Я вас перебила, когда вы начали говорить про Новый год. Во-первых, что Россия может предложить для новогодних праздников? Во-вторых, есть два мнения: первое – то, что путевки подорожают, потому что бизнес будет закладывать те потери от пандемии в стоимость путевок; второе – то, что поездки станут дешевле, чтобы привлечь большое количество приезжающих. Что вы можете сказать?

— Тут надо понимать, что не только в России, но и во всем мире период новогодних праздников, новогодних каникул – это сезон повышенного спроса, и, безусловно, цены всегда выше средних. В этом смысле мы рассчитываем на то, что туристический кешбэк, мы его распространили и как раз на новогодние праздники, он будет действовать на весь период новогодних каникул, вплоть до 10 января, значит, Новый год, Рождество – это действительно очень приятно, что мы можем подарить нашим гражданам более доступные поездки на Новый год и Рождество. А, с другой стороны, у нас несколько тысяч участников программы, поэтому у людей, с учетом того, что выгодоприобретателем является непосредственно сам турист, и он получает кешбэк и непосредственно скидку, он может выбрать любой отель и любого туроператора из многотысячного списка. Поэтому те, кто будет неоправданно завышать цены, задирать, они, в конечно итоге, останутся в проигрыше, и я думаю, что здесь будет наоборот, здоровая конкуренция – туроператоры и гостиницы стараются предлагать максимально качественные продукты за максимально оптимальные цены. Потому что тут действительно законы жанра сработают. Я, к примеру, буду выбирать между несколькими тысячами предложений. Кстати говоря, мы сформировали полтора миллиона предложений, и сформированы они несколькими тысячами участников – там и агрегаторы, и туроператоры, и гостиницы. Из этих полутора миллионов предложений я выбираю, какое предложение мне кажется наиболее выгодным, и выберу наиболее выгодное для себя в соотношении «цена – качество». Поэтому еще раз повторю: те, кто будет неоправданно завышать цены, окажутся в конечном итоге в проигрыше.

— Нацпроект, который разрабатывает Ростуризм, он нацелен как раз на то, чтобы развивать туризм именно в качественном направлении. Вот, по реперным точкам: какие ваши действия? Что вы планируете сделать?

— Ключевая задача национального проекта, подходы к которому мы уже сформировали по поручению президента, внесли их в правительство, сделать так, чтобы комфортные, доступные, безопасные, интересные путешествия по нашей стране стали частью образа жизни наших граждан. Для этого нам нужно решить задачи по трем основным направлениям: первое – это развитие инфраструктуры с упором на туристическую инфраструктуру, это все, что касается качественных гостиниц под международными и федеральными брендами, маршруты, центры городов и нового уровня качественная курортная среда по основным туристическим направлениям нашей страны.

Второй блок задач связан с системным маркетингом и продвижением, с повышением узнаваемости туристических продуктов и с более легким доступом к этой качественной инфраструктуре, когда бы наши граждане фактически в один клик могли бы выбрать, забронировать – это как раз все, что касается цифровизации. И в этом же блоке – все, что связано с повышением доступности именно в части балансировки «цена – качество».

И третий блок задач, над которыми мы будем работать, связан с улучшением госуправления в области туризма, со снятием различных административных барьеров. И, в первую очередь, будет направлен на создание и написание нового закона о туризме, который снимет ненужные ограничения и зафиксирует приоритеты развития внутреннего въездного туризма. И здесь же большой блок связан с развитием кадрового потенциала и улучшением качества. Вот эти три больших блока – инфраструктура, продвижение – спрос и административные барьеры – в совокупности то, над чем мы сейчас работаем, и под каждый из этих блоков у нас выработаны меры поддержки, под каждым из этих блоков есть конкретные мероприятия, которые в сочетании приведут к тому, что наша страна станет одним из лучших направлений в мире для отдыха и путешествий.

— Зарина, вы действительно прогрессивный руководитель! Я желаю вам успехов во всех ваших начинаниях!

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика