Центральный банк России то и дело отмечает «непрозрачные» действия со стороны ломбардов: например, они продают товары дороже, чем оценили их при сдаче бывшими владельцами, а разницу в деньгах возвращают не автоматически, как надо, а только по заявлению заёмщиков. Каждый ломбард оценивает вещи, как хочет — единой методики оценки одних и тех же товаров нет. Чтобы сделать этот рынок более открытым и понятным, в первую очередь заёмщикам, Совфед и Центробанк предложили создать единую цифровую площадку, где деятельность ломбардов мог бы проследить любой желающий. Однако представители отрасли встретили эту идею в штыки.
Цифровая витрина
Суть ломбардной деятельности — предоставление денег в долг под залог какого-либо имущества. Это могут быть, например, ювелирные украшения, меха, бытовая техника. Заёмщик подписывает с ломбардом договор — соглашение о займе — и получает так называемый залоговый билет, в котором содержатся условия возврата предмета, за который он получил деньги.
В законе «О ломбардах» предусмотрено, что срок выкупа не может превышать один год. Если срок минул, а свою вещь заёмщик не выкупил, она становится невостребованной, и ломбарда может продать товар и выручить за него деньги. Сделать это он может любым способом — через Интернет, магазин, в своём помещении. При этом вещи стоимостью более 300 тысяч рублей по законодательству можно реализовывать только на публичных торгах.
По данным Центробанка, сейчас в России зарегистрировано около четырёх тысяч ломбардов, портфель выданных займов составляет 38 миллиардов рублей, и более двух миллионов человек пользуются услугами этих организаций, рассказал на совещании в Совете Федерации 28 октября зампред Комитета верхней палаты парламента по экономической политике Иван Абрамов. При этом в последнее время в деятельности ломбардов обозначились негативные тенденции, отметил он.
«На 21 процент уменьшилось количество средних ломбардов, на 27 процентов — крупных, — обрисовал ситуацию сенатор. — Почти на 10 процентов уменьшились суммы, поступившие на погашение задолженности предоставляемых займов. Доля закладываемых вещей, невыкупленных заёмщиками, уже доходит до 40 процентов».
Кроме того, по словам Абрамова, в стране до сих пор нет унифицированной методики оценки товаров заёмщиков.
«То есть существует значительная разница в оценке стоимости одних и тех же залогов в разных ломбардах», — пояснил парламентарий.
Проведя мониторинг ломбардов, сенаторы вместе с экспертами пришли к мнению, что решить большинство этих проблем может создание единой цифровой площадки для реализации залогов, сообщил Абрамов. Эта площадка, по его словам, может быть организована либо Центробанком, либо на каком-то независимом ресурсе.
«Центробанк принципиально поддерживает эту идею, это нужно для открытости, прозрачности нашего рынка, — заявил на совещании начальник Департамента микрофинансового рынка ЦБ Илья Кочетков. — У нас есть дорожные карты таких концепций, и там как раз есть пункт по поводу единой площадки для реализации залогового имущества»
Идею хотят осуществить к 2023 году, но, как зметил Кочетков, остаются вопросы по выбору ресурса, стоимости участия в торгах, территориальности.
«Ломбарды ведь работают с живым товаром, поэтому как быть, если товар в одном месте заложен, а покупатель в другом — как смотреть, оценивать, щупать и покупать на торгах такой товар? — перечислил трудности Кочетков. — Но сама идея правильная. Мы двигаемся в этом направлении, концепцию в целом поддерживаем».
Рынок залогового имущества должен быть таким же эффективным, как рынок недвижимых активов — регламентированным, прозрачным, понятным всем участникам
Перевод в «цифру» рынка ломбардов поддержала и замдиректора Российского аукционного дома Ольга Желудкова. Она напомнила, что, например, торги по приватизации и банкротствам уже давно ушли в онлайн.
«Рынок залогового имущества должен быть таким же эффективным, как рынок недвижимых активов — регламентированным, прозрачным, понятным всем участникам, — констатировала Желудкова. — А сейчас там хоть и есть нормативное регулирование, но всё равно каждый ломбард формирует свою технологию работы».
На едином ресурсе, по мнению эксперта, будут размещать всю информацию об имуществе ломбардов. «На самом деле, сейчас такой витрины, единого окна, скорее всего, и нет, а потребителям этого очень не хватает», — добавила Желудкова.
Хотим по-старому!
Однако представители ломбардной отрасли, приглашённые на совещание в Совете Федерации, не поддержали эти идеи. И выложили свою пачку аргументов.
«Во-первых, создание единой площадки может привести к уменьшению стоимости реализации невостребованных вещей, — считает председатель Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин. — Во-вторых, усиление регуляторного режима может усилить тенденцию перехода большей части ломбардов в смежные сегменты — комиссионные магазины. Или они попросту начнут организовывать серые схемы реализации товаров».
А председатель Лиги ломбардов Михаил Унксов заявил, что такая система будет невыгодна для игроков рынка.
«Потому что это транспортные расходы и расходы на вторичную экспертизу товаров этой площадкой, — пояснил он. — Плюс срок реализации изделий будет затягиваться».
Также представители отрасли заверили, что рынок ломбардов и так прозрачен — например, человек, который не выкупил свою вещь, может в течение трёх лет обратиться в организацию и узнать, по какой цене её продали. И если есть разница между суммами, то по заявлению заёмщика ломбард её отдаёт.
«Это удивительно, что только после заявления гражданина вы возвращаете сумму, которая ему причитается, — отрезал Илья Кочетков. — Вы должны сами эти сумму вернуть. А вообще, крайне удивительно было бы ждать от рынка, у которого, как он считает, всё отлажено, здорово и хорошо, и, возможно приносит неплохой доход, добровольного согласия стать более прозрачным. ЦБ фиксирует сейчас определённую непрозрачность того, что происходит при реализации залогов. Мы хотим это сделать прозрачным и говорим о любой открытой площадке, где потребитель может быстро, оперативно, не запрашивая дополнительный информации отслеживать деятельность ломбардов».