Почти 100 работников судоремонтного предприятия Ростовской области живут без зарплаты десять месяцев. Проблемы речников начались после прихода новых хозяев, обещавших строить в Усть-Донецком военные корабли. Теперь и те, что есть, скорее всего, порежут на металлолом, чтобы выплатить рабочим хоть какие-то деньги.
«Выживаю благодаря родителям-пенсионерам»
Официальный пикет работникам «Судостроительного-судоремонтного завода» поселка Усть-Донецкого (Ростовская область) проводить не разрешила местная власть. Чиновники сослались на неблагоприятную эпидобстановку из-за коронавируса. Поэтому возле ворот завода на акцию вышел только актив коллектива, около 30 человек. У всех на руках решения судов о выплате зарплаты. 14 октября был крайний срок выплат — его на встрече с коллективом назначили сотрудники правительства области.
«Мне предприятие должно 350 тысяч рублей, кормят обещаниями, пришлось в сентябре уволиться, — рассказывает АиФ.ru бригадир слесарно-механического участка Владислав Силаев. — У меня 13-летний сын. Выживаем тем, что с пенсии помогают родители».
Силаев говорит, что в 11-тысячном поселке слесарю найти работу сложно. Только уезжать на вахтовую, но семья не отпускает.
«Мы обращались во все инстанции, подавали коллективную жалобу в прокуратуру, губернатору — от чиновников идут отписки, — продолжает бригадир слесарей. — Лично я присутствовал на собрании, где нам пообещали 14 октября начать выплаты. Но этого не случилось».
К разговору подключается судовой слесарь-монтажник Николай Назаров.
«15 лет здесь работаю, проблемы с выплатами начались после того, как пришел новый владелец. Моя семья живет на пенсию жены, выручает домашнее хозяйство — свой огород, живность, — объясняет Назаров. — Молодые ребята первые уволились, но расчет им так и не дали. Остались те, кто на пенсии или дорабатывает до нее. Не уходим отсюда, держимся, чтобы получить хоть какие-то деньги за свою работу».
«Греется возле костра»
«Позорище, конечно! Развалить такое предприятие! — возмущается сторож предприятия, пожелавший не представляться. — Новые собственники иногда приезжают сюда вечером — пострелять. Здесь тир есть, вот они там и развлекаются. А чтобы занять штатных сотрудников, их заставляли убирать территорию, вырубать деревья: мол, должен быть просмотр территории для видеокамер. Кого-то даже отправляли чистить и убирать чьи-то дачи. Специалисты высокой квалификации — слесари, фрезеровщики, сварщики — ходили с метлой».
Статья по теме Посадят ли начальника за невыплату зарплаты?
Территорию охраняют 12 человек. Нет электричества, отопления — все коммуникации отключены за задолженность.
«Греемся возле костра, а оборудование здесь ценное, следить нужно. Станки в рабочем состоянии», — поясняет сторож.
«Похоже на преднамеренное банкротство…»
Бухгалтер завода Елена Кутепова считает, что действия новых инвесторов похожи на преднамеренное банкротство предприятия.
«Произошел великий обман: напоминает схему по принудительной ликвидации организации. Как-то быстро и ловко получилось. В 2019 году предприятие выкупили для строительства якобы маломерного флота, но в результате людям перестали платить зарплату, деятельность заморозили, — говорит Кутепова. — Новые собственники отказались от предложений ремонта катеров и отстоя судов — а этим жил завод. Работало 98 человек, сейчас осталось 45. Общая сумма задолженности по зарплате за десять месяцев составляет 17 миллионов рублей, это по 200-250 тысяч рублей на человека при средней зарплате 24 тысячи рублей в месяц».
У завода не только долги по налогам и перед энергоснабжающими организациями. Речникам самим заказчики задолжали 30 миллионов, но взимать задолженность некому. Генеральный директор уволился полгода назад, а его первый заместитель на связь с бухгалтером не выходит.
«Остались пенсионеры»
Заместитель технического директора по производству Александр Ошмарин поясняет, что многих людей сократили по приказу внешнего управляющего, цеха законсервированы, деятельности никакой не ведется.
«На встрече с коллективом заместитель министра промышленности Ростовской области Андрей Атаманцев обещал, что после 14 октября будут реальные сдвиги в лучшую сторону и начнутся выплаты. Даже обещал работу предоставить, — поясняет Ошмарин. — Но абсолютно ничего не изменилось».
Услуги речников-ремонтников востребованы на Дону, поэтому здесь построили новую причальную стенку для обслуживания судов и док — помещение для ремонта судов. Двумя доками ремонтировали теплоходы длиной до 100 метров. Завод зарабатывал и платил налоги, пока не появись новые собственники.
Александр Ошмарин вспоминает, что раньше на заводе работало более 800 человек. Ремонтировали не только суда, был и свой флот. Им привозили щебень и другой нерудный материал, перегружали в сухогрузы — это прибыльный бизнес. Последнюю перевалку сделали в июле 2019 года.
«Теперь наши учредители — ООО „Судоремонтный завод Усть-Донецкий“, фирма зарегистрирована в марте 2019 года. Новая организация — ниоткуда. Приезжали какие-то представители, собирались строительство катеров развернуть. Готовили территорию под режимный объект. В газете писали, что будем строить корабли-пятитысячники. Но ничего не вышло, я даже проекта не видел».
Ошмарин говорит, что с 2019 года завод выполнил единственный заказ — отремонтировал экскаватор для мусорного полигона.
«Моих земляков кинули!»
Коллектив речного завода обратился за помощью и к депутату Усть-Донецкого городского поселения Виктору Плужникову. У него своя версия, почему развалилось дееспособное предприятие.
«Уничтожение процветающего предприятия произошло на моих глазах, — вспоминает Плужников. — С делегацией приехал человек в форме морского адмирала — с орденами, красавец-мужчина, похож на театрального артиста. Он выступил перед коллективом, рассказал, что будут строить малые военные корабли для охраны российских рубежей. Заключили трехсторонний договор о том, как все будет красиво. И люди повелись на такие обещания. Я считаю, что цель была такая: взять многомиллионные кредиты и субсидии и обанкротиться. Но им, получается, банкиры отказали. А моих земляков кинули. Хозяина сложно найти, людей, как крепостных, передали из одной организации в другую».
Виктор Плужников говорит, что плакат заводчан на пикете «Наши дети хотят есть» имеет реальную историю.
«На днях я зашел в гости к одному из работников завода, меня встретил его сын вопросом: „Дядя Витя, вы принесли денег моему папе? А то нам кушать нечего“. Эта семья питается лапшой быстрого приготовления. Поверьте, что речники вам, журналистам, рассказали только маленькую часть своих семейных трудностей. Потому что им стыдно за то, что они, здоровые мужики, не могут прокормить семью, а выпрашивают то, что им положено!»
По мнению Плужникова, выход из ситуации один:
«Оздоровления производства не предвидится. Собственники не получили задуманных инвестиций, поэтому бросили предприятие на произвол судьбы. Теперь все надеются на конкурсного управляющего, чтобы он приехал, дал отмашку резать станки и корабли на металлолом для выплаты зарплаты людям», — поясняет депутат.