«Октагон» обнаружил, что Министерство промышленности и информтехнологий Китая заблокировало российскую экспортную интернет-площадку Dakaitaowa.com. По словам экспертов, восстановить интернет-лицензию в Китае крайне сложно. Однако, как сообщил руководитель Dakaitaowa, проблема не столько в блокировке, сколько в перспективах проекта, с помпой открытого в 2016 году: он свёрнут из-за кризиса, вызванного коронавирусом.
Торговая площадка принадлежит фирме «Русский экспорт», её учредил Игорь Чайка – сын экс-генпрокурора РФ (сейчас Юрий Чайка – полпред президента в СКФО). Чайка-младший месяц назад избавился от своей доли в компании, а сейчас выяснилось, что у неё проблемы, и неясно, как возвращать долги: организация освоила госкредиты от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) на сотни миллионов рублей.
Заглушка для «матрёшки»
Как известно, в китайский сегмент интернета иностранцы заходят по пропуску. Так называемая лицензия ICP (Internet Content Provider) выдаётся китайским резидентам – юрлицам и гражданам. Сама лицензия бесплатная, оформляется через местного хостинг-провайдера.
Интернет-лицензия Dakaitaowa.com была оформлена на фирму с российским акционерным участием First Russian Cross-Border International Trading Ltd (Шанхай), и сейчас на главной странице dakaitaowa.com – заглушка с краткими пояснениями об отзыве лицензии на китайском и английском языках. В числе возможных причин указаны технические и иные несоответствия в изначальной заявке на лицензию, неполнота заявки или наличие на сайте контента, запрещённого к распространению.
Название платформы переводится с китайского как «открой матрёшку», она и красовалась на логотипе. Раньше сайт выглядел так:
Инициативу создания «русского Alibaba» – аналога китайской оптовой платформы alibaba.com (владеет Aliexpress) – приписывают чеченскому бизнесмену Руслану Байсарову, который в конце 2015 года отправил письмо Владимиру Путину и обещал сам вложить в проект «десятки миллиардов рублей», но не вложил. Президенту сама идея понравилась, в послании парламенту он упомянул о том, что в роли экспортной площадки должны выступать крупнейшие частные российские компании. Правительство весной 2016 года тоже решило, что государство напрямую этим заниматься не будет, но поддержать такие проекты сможет.
«Планы нашего развития предполагают увеличение в течение четырёх-пяти лет ассортимента поставляемой продукции до нескольких тысяч единиц, а также открытие торговых представительств во всех крупных городах КНР и поставки российских продуктов в основные торговые сети. Мы будем постоянно наращивать узнаваемость бренда Dakaitaowa.com». Игорь Чайка
Роль «русского Alibaba» тогда мысленно примеряли на себя многие российские интернет-ретейлеры (а также «Яндекс» и Сбербанк), но никто на крупные вложения не отважился. Зато появился проект, который нашёл госинвестиции, – Dakaitaowa (ООО «Русский экспорт») сына генпрокурора РФ. Планировалось, что площадка будет обеспечивать жителей Китая высококачественными продуктами питания из России, она была нацелена как на B2B, так и на потребительский (B2C) сегменты.
Теперь проект, судя по всему, находится в ведении подмосковных чиновников
Стартап получил финансирование от Российского фонда прямых инвестиций. Сообщалось, что госфонд выделил 300 млн рублей конвертируемого (в 25-процентную долю) займа.
«Фонд ожидает роста бизнеса компании минимум в три-пять раз в ближайшие пять лет», – говорил представитель РФПИ. По данным базы «Контур.Фокус», с 2018 года доли всех владельцев «Русского экспорта» находятся в залоге у дочерней структуры РФПИ – «РФПИ Управление Инвестициями-4». В РФПИ «Октагону» не сообщили, намерены ли они возвращать вложенные деньги и сколько именно средств инвестировано в Dakaitaowa.
Между тем накопленный чистый убыток «Русского экспорта» за 2016–2019 годы составляет 315 млн рублей, выручить удалось 168,8 млн рублей.
Известно, что в сентябре 2020 года Игорь Чайка передал свой пакет в 41 процент в «Русском экспорте» советнику губернатора Московской области на общественных началах Артёму Семёнову. О тесных связях подмосковных чиновников с проектом также свидетельствует фотография, сделанная в апреле 2016 года на китайском бизнес-форуме, – тогдашний министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Дмитрий Степаненко в своём Instagram написал, что с Чайкой он «осваивает новые рынки сбыта для российских производителей продуктов питания». Также стоит отметить, что с подмосковными властями сотрудничает «мусорный» проект Игоря Чайки, компания «Хартия».
Артём Семёнов – главный помощник губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва по китайскому направлению, сейчас ему принадлежит доля в 65,5 процента акций «Русского экспорта», 24,5 процента – у директора Dakaitaowa в Китае, соосновательницы проекта Анны Барышевой и 10 процентов – у гендиректора Олега Дмитриенко. Последний в 2018 году сообщал, что «“Русский экспорт” использует кредитную линию “Росэксимбанка” на 100 млн рублей, кроме того, основатели вложили в компанию 5 млн долларов».
В итоге, к сожалению, «первый русский Alibaba» закрылся. Теперь проект ждёт смена формата, сообщил Дмитриенко «Октагону».
– Сейчас мы будем реорганизовывать деятельность и немножко менять направление. Закрытие проекта связано не с уходом Чайки, а в большей степени с пандемией коронавируса. Это существенно повлияло на нашу деятельность, – говорит Олег Дмитриенко.
Он не пояснил причины блокировки Dakaitaowa.com, но отметил, что у сайта (ранее указывался в качестве корпоративного) просто не оплачен хостинг, поскольку российский сайт «в принципе не особо-то и был нужен: мы же в РФ ничего не продавали». Продолжает работать китайский сайт-визитка о «русском Alibaba» (dakaitaowa.cn), но последний раз его обновляли в 2016 году.
Дмитриенко имеет негативный опыт управления бизнес-проектами. Ранее он был зампредседателя ПАО «М2М Прайвет Банк», глава которого Андрей Вдовин в 2018 году бежал из РФ из-за обвинений в хищениях и выводе средств на общую сумму 13 млн долларов.
Тверской районный суд города Москвы вынес решение о заочном аресте коммерсанта. Вдовин все обвинения отрицает. Дмитриенко, как следует из документов Агентства по страхованию вкладов, в числе прочих лиц, контролирующих банк, привлекался к субсидиарной ответственности в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Наценка на «Матрёшке» – сотни процентов
Один из руководителей Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский считает, что шансов у «русского Alibaba» было мало.
– Люди, услышавшие о Китае впервые, мыслят категориями «1,5 миллиарда покупателей, которые готовы купить любой товар», но забывают, что этот рынок высококонкурентный. Средства, выделяемые на его завоевание, смотрятся в нашей стране довольно большими, но в Китае растворяются и уходят в никуда. В СМИ создаётся миф, что местный рынок безграничен, примет любого и на него легко зайти. Всем нужны истории, как легко покорить Китай. Надежды огромного количества предпринимателей об это разбиваются уже давно. Что касается Dakaitaowa.com, неудивительно, что он не стартанул. Как правило, такие проекты «заносят» близкие люди, которым доверяют. А к экономике они имеют малое отношение. Люди, запустившие проект, свои деньги заработали, но инвесторы их потеряли, – поделился эксперт.
Россия имеет всего десяток примеров успешного позиционирования своих продуктов в КНР. Причём это связано не с усилиями отечественных маркетологов, а скорее с поддержкой со стороны китайских партнёров – то есть местных фирм, заинтересованных в завозе отдельных товаров, заметил Спасский.
Стоит также отметить уровень цен на Dakaitaowa. Российский товар выставлялся на «полках» платформы по цене в несколько раз выше, чем в розничных магазинах на родине, это видно и по архивным версиям сайта.
Наглядное сравнение уровеня цен Dakaitaowa и российской розницы на примере «Геркулеса»: диапазон стоимости продукта в России – от 70 до 140 рублей, на Dakaitaowa – от 407 до 454 рублей (по курсу ЦБ).
Некоторые странности в работе магазина отмечались изначально. Агентство «РБК» в 2016 году указывало, что среди самых популярных поисковых запросов предполагаемых китайских потребителей на Dakaitaowa значатся «холодильник», «телевизор» и «стиральная машина». По словам Олега Дмитриенко, он уже ведёт переговоры по поводу слияния Dakaitaowa c одной из китайских фирм. «Будет аналогичный проект», – сообщил собеседник.