В марте этого года Минэкономразвития представило масштабный законопроект по реформе института банкротства юрлиц – в настоящий момент он дорабатывается под руководством А.Р. Белоусова на площадке Аппарата Правительства. О содержащихся в законопроекте изменениях, в том числе новых процедурах реабилитации, изменении порядка торгов, системе назначения управляющих и формировании реестра требований кредиторов, рассказал в рамках первого вебинара «Проблемы регулирования» из серии «Банкротство 2020: на распутье» замминистра Илья Торосов.
Как отметил замминистра, законопроектом предусмотрена отмена трех процедур (наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление) и создание новой реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов. План реструктуризации должен быть гибкий, предусматривать различные варианты управления и действовать 4 года с возможным продлением. Кредиторы до суда могут договориться о дисконте по своим долгам.
Также реформа предусматривает повышение независимости и эффективности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций (СРО). В частности, предлагается создать регистр арбитражных управляющих – он станет основной для балльной оценки управляющих и СРО и формирования общего рейтинга СРО.
«Управляющему начисляются баллы, в зависимости от эффективности процедур реструктуризации или конкурсного производства. Балл СРО равен среднему баллу его членов. Мы надеемся, что тем самым мы будем стимулировать приход более эффективных управляющих в СРО и более тесную работу внутри СРО» — объяснил Илья Торосов. У СРО будет право одобрять включение и исключать управляющих, перераспределять баллы между арбитражными управляющими. Это даст СРО возможность регулировать, кого они хотят видеть в своих рядах, кому они перераспределяют баллы, пояснил спикер.
Один из ключевых пунктов реформы — модернизация ликвидационной процедуры банкротства и исключение возможности контроля над должником со стороны недобросовестных собственников или бенефициаров. Так, вводятся меры по предупреждению заведомо убыточной деятельности должника, в частности, обязанность арбитражного управляющего после введения конкурсного производства поставить на голосование вопрос о прекращении деятельности организации, прекращение деятельности через 9 месяцев, если нет такого решения.
«Важно, что убытки, если они будут в течение 9 месяцев, могут быть возложены на кредиторов, которые проголосовали за продление наблюдения. Тем самым мы заставляем арбитражных управляющих и кредиторов или уходить в процедуру реструктуризации или в кратчайшие сроки заниматься ликвидацией предприятия» — отметил Торосов.
Законопроект Минэкономразвития предусматривает возможность повышения и понижения цены в рамках одной процедуры торгов, что ускорит эту процедуру. «Обеспечивается возможность подключиться участникам в ходе торгов и возможность начинать торги по итогам частичной инвентаризации. Все это сокращает сроки продажи имущества» — выразил уверенность замминистра. В свою очередь, создание информационной системы раскрытия данных о конкурсной массе (маркет-плейс) позволит заблаговременно размещать информацию об имуществе, инвентаризации, о продаже – минимум за 30 дней до торгов. Таким образом, больше людей смогут заранее получить информацию о предстоящих торгах и участвовать в них.