Глава ФРС просит Конгресс принять новый пакет мер стимулирования экономики
Глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл вновь призвал Конгресс США и Белый дом договориться о параметрах нового пакета фискальных мер поддержки экономики, нацеленных на стимулирование ее восстановления, темпы которого в августе и сентябре ослабли по сравнению с маем—июнем. Господин Пауэлл отметил, что избыточные меры будут менее вредны, чем недостаточные. Переговоры по пакету, однако, пока не завершены — в прошлый четверг Палата представителей Конгресса США формально утвердила план демократов в размере $2,2 трлн, но он имеет мало шансов на одобрение Сенатом.
Американская экономика будет восстанавливаться «сильнее и быстрее», если объем фискальной поддержки будет большим, заявил во вторник глава ФРС Джером Пауэлл, указав, что это необходимо для предупреждения снижения уровня занятости и что «если даже меры окажутся более масштабными, чем того требует рынок, то они не пропадут зря». Большим риском является недостаточная поддержка экономики, это может подорвать процесс восстановления — рост числа банкротств домохозяйств и компаний может привести к снижению производительности и ограничению роста зарплат.
Отметим, что подобный вариант развития событий беспокоит и главу второго крупнейшего монетарного регулятора, Европейского центрального банка (ЕЦБ), Кристин Лагард — по ее словам, восстановление экономики еврозоны также «выглядит немного менее устойчивым» в условиях второй волны COVID-19, а новые, хотя пока и относительно мягкие, ограничительные меры повлияют на темпы роста и могут помешать восстановлению по V-образной траектории. При этом, по словам Джерома Пауэлла, темпы восстановления американской экономики уже замедлились по сравнению с маем и июнем, а доходы населения в августе сократились. Прирост числа рабочих мест, по данным американской статистики, также замедлился до 661 тыс. против 1,5 млн в августе.
До этого глава ФРС уже неоднократно призывал Конгресс одобрить новый пакет налоговых, бюджетных и финансовых мер поддержки экономического роста, что в том числе является косвенным свидетельством исчерпания ресурсов самого регулятора (в отличие от ЕЦБ, возможность снижения ставок до отрицательного уровня американским Комитетом по открытым рынкам не рассматривается, тогда как различные программы по наращиванию ликвидности уже активированы). Напомним, по итогам прошлого заседания регулятор скорректировал формулировки в соответствии с принятым изменением собственных долгосрочных целей — ФРС будет стремиться к уровню инфляции «несколько выше 2%», чтобы в среднем уровень инфляции равнялся 2%, ему же соответствовали долгосрочные ожидания (c 2010 года было всего 13 месяцев, когда показатель был выше планки, в среднем инфляция составила 1,6%).
В переговорах о новом пакете стимулирующих мер, однако, договоренностей пока достичь не удалось — спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси сообщила, что, по ее мнению, процесс согласования его содержания с министром финансов США проходит «очень медленно». В прошлый четверг Палата представителей Конгресса одобрила план демократов, предусматривающий поддержку в размере $2,2 трлн, однако в Белом доме считают, что расходы не должны превысить $1,6 трлн, поэтому у законопроекта мало шансов на прохождение в Сенате, где большинство мест занимают республиканцы. Отметим, что новый этап стимулирования сопоставим по масштабу с первым, обеспечившим восстановительный рост экономики США после весеннего коронавирусного спада: в конце марта Конгресс утвердил пакет мер поддержки на $2,2 трлн, за ним последовал еще один, в мае, на $483 млрд.
Татьяна Едовина