Российский малый и средний бизнес, похоже, ждут новые непростые испытания. Не успели предприятия восстановиться после весенне-летних ограничительных мер в связи с пандемией, как на горизонте замаячила новая угроза — осенне-зимний локдаун на фоне стремительного распространения коронавируса. Как показала практика, введение жестких карантинных мер типа режима самоизоляции и пропускной системы предприниматели воспринимают очень болезненно: приходится увольнять большую часть персонала, выживать на кредиты, а некоторым и вовсе уходить с рынка. Самое неприятное, что этот локдаун станет повторным, и, очевидно, те фирмы, которые сейчас «находятся на ИВЛ», но все-таки подают признаки жизни, нового удара уже не переживут, и количество банкротств, а следовательно, и число безработных в стране взлетит до рекордных отметок.
По мнению «Опоры России», в случае повторного локдауна на фоне распространения коронавируса, а также жестких ограничений, таких, как пропускная система, до 50% всех компаний малого и среднего бизнеса в России может уйти с рынка.
Аналогичного мнения придерживается экономист, предприниматель Дмитрий Потапенко. По его прогнозам, с сентября 2020-го по февраль 2021-го ожидается череда массовых банкротств как физических, так и юридических лиц.
«Есть отрасли, которые, на мой взгляд, можно считать растерзанными и полуумершими, например, туризм, кинотеатры. Эти сектора зачищены полностью», — отмечал эксперт. Правда, правительство продлило мораторий на банкротство частных предприятий до конца текущего года, но эксперты считают это лишь формальной отсрочкой. Всем участникам рынка очевидно: как только власти отменят мораторий, последует волна банкротств.
Кто станет жертвами нового локдауна? Потапенко считает, что в первую очередь интертеймент — индустрия развлечений. Весь непродуктовый ретейл и производства снова окажутся под ударом. Но к прежним пострадавшим прибавятся и новые: сектор транспорта, логистики, образования. В частности, серьезный удар будет нанесен платным учебным заведениям — школам и вузам, обучающим студентов на контрактной основе. Если в договорах нет условного «ковидного» пункта, то не стоит исключать судебные иски и требования по возмещению за некачественное оказание услуг. Похоже также, что разговоры о банкротствах торговых центров перестанут быть только разговорами.
«Среди наиболее пострадавших отраслей по-прежнему останутся те, которые уже понесли максимальные потери. Это авиаперевозки, сфера туризма и гостеприимства (гостиницы и хостелы), сектор услуг (парикмахерские, салоны красоты, дизайнерские бюро), фитнес и кинотеатры, сфера развлечений, — перечисляет будущих «жертв» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — К этим секторам добавится непродуктовый ретейл — небольшие торговые точки, которые могут быть закрыты на волне новых ограничений».
В случае полного локдауна малому и среднему бизнесу не поможет ничего, убеждена старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. «Невозможно продолжительное время держать пациента на аппарате искусственного дыхания, если непонятны перспективы, а ему становится все хуже, — говорит она. — Бизнес не в состоянии просчитать горизонты спроса и предложения, он не может развиваться в таких условиях. Жить сегодняшним днем и ничего не загадывать на завтра — так себе бизнес-модель».
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский полагает, что в случае развития событий по наиболее негативному сценарию уровень безработицы в России может взлететь с нынешних 6% до 17–20%, в зависимости от того, сколько продлится локдаун. «Это огромные, но не фантастические цифры», — говорит наш собеседник.
Он считает, что идеальным вариантом для бизнеса было бы не закрываться вообще, несмотря на более жесткий контроль проверяющих органов. «Инструменты помощи малому и среднему бизнесу не работают, — подчеркивает Кричевский. — Риск закрытия половины работавших в 2019 году компаний к концу текущего года вполне реален».
На сколько процентов увеличится количество банкротств в странах мира в 2021 году:
США 57
Бразилия 45
Великобритания 43
Китай 40
Франция 25
Япония 13
Германия 12
Индия 9
Южная Корея 6
Источник: Euler Hermes