Метро Петербурга не вынесло конкуренции с коронавирусом за бюджет

Метро Петербурга не вынесло конкуренции с коронавирусом за бюджет
ST PETERSBURG, RUSSIA Ð OCTOBER 3, 2019: An escalator at Prospekt Slavy station on the Frunzensko-Primorskaya Line of the St Petersburg Underground. Roman Pimenov/TASS îññèß. ‘àíêò-åòåðáóðã. ñêàëàòîð íà ñòàíöèè "ðîñïåêò ñëàâû" â äåíü îòêðûòèß. ‘òðîèòåëüñòâî òðåõ ñòàíöèé þæíîé ÷àñòè ”ðóíçåíñêî-ðèìîðñêîé (ïßòîé) ëèíèè åòåðáóðãñêîãî ìåòðîïîëèòåíà: "„óíàéñêîé", "ðîñïåêòà ñëàâû" è "˜óøàðû" âåëîñü ñ 2013 ãîäà. ˆõ îòêðûòèå ñîñòîßëîñü 3 îêòßáðß 2019 ãîäà. îìàí èìåíîâ/’€‘‘

В Петербурге урезали расходы на строительство метрополитена, срок сдачи станции «Горный институт» перенесли как минимум на год. Власти обещают в будущем найти деньги, пока же повышают стоимость проезда – второй раз с прошлогоднего избрания Александра Беглова губернатором. Между тем у погрязшего в долгах генподрядчика строительства метро появился серьёзный конкурент – структура миллиардера Геннадия Тимченко.

Чисто питерская тема

В Санкт-Петербурге регулярно меняются губернаторы, а вместе с ними – сроки строительства метро. Валентина Матвиенко обещала к 2015 году открыть станцию «Театральная» на Лахтинско-Правобережной линии (оранжевой, ЛПЛ), а Георгий Полтавченко – запустить к 2020 году Красносельско-Калининскую линию (коричневую, ККЛ), насчитывающую шесть станций. Сроки так часто сдвигались, что к вступлению в должность Александра Беглова это уже превратилось в традицию.

В 2019 году был запланирован пуск части Правобережной линии до станции «Горный институт», но без «Театральной». Затем генподрядчик ОАО «Метрострой» перенёс запуск «Горного института» на 2022 год. Однако коронавирус и нестабильное финансовое состояние организации сместили и эти сроки.

©octagon.media, 2020

Изначально «Метрострой» в 2020 году должен был получить 13,8 млрд рублей. Из них на оранжевую линию приходилось 4,5 млрд рублей, а на коричневую – более 6 млрд. В целом за 2020–2022 годы из бюджета Санкт-Петербурга планировалось выделить генподрядчику около 70 млрд рублей, что позволило бы запустить Лахтинско-Правобережную линию в 2022 году, а Красносельско-Калининскую от «Казаковской» до «Обводного канала» – годом позднее.

Однако весной в Россию пришла пандемия коронавируса, и власти Петербурга скорректировали бюджет. В обновлённом варианте расходы на наиболее пострадавшую в финансовом плане оранжевую ветку урезали почти в пять раз – до 960 млн рублей. В общей сложности финансирование строительства подземки сократили почти на 5 млрд рублей. Позднее на ЛПЛ перераспределили 1,16 млрд рублей, чтобы работы не останавливались – консервация и расконсервация объектов потребовала бы не меньших вложений, чем само строительство. Средства забрали у коричневой ветки, но это не помогло: на прошлой неделе стало известно, что в условия госконтракта с «Метростроем» по Правобережной ветке внесены изменения. Сроки окончания строительно-монтажных работ передвинуты на июль 2023 года. Речь идёт о станции «Горный институт», следует из данных на сайте госзакупок. В «Метрострое» перенос сроков объяснили «изменением лимитов финансирования, внесённых в бюджет Санкт-Петербурга в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции».

Коронавирус – метро 1:0

Городской бюджет – 2020 резко перекроили, так как его доходы снизились на 15 процентов. Одновременно на борьбу с COVID-19 было выделено более 41 млрд рублей при общих расходах в 685 млрд рублей и 6-процентном дефиците казны. Из них 18 млрд рублей Петербург получил от федерального центра, а 23 млрд пришлось изыскивать самостоятельно, сообщили «Октагону» в комитете финансов Петербурга.

Основными статьями расходов в связи с пандемией стали стимулирующие выплаты медикам (10,4 млрд рублей) и обеспечение устойчивости городской экономики (18 млрд рублей). Это прямая бюджетная поддержка, налоговые преференции, освобождение от арендной платы за городское имущество, а также докапитализация микрокредитных организаций Санкт-Петербурга.

Изменения в бюджете практически заморозили строительство новых станций в Санкт-Петербурге.Фото: Роман Пименов/ТАСС

– В настоящее время мы наблюдаем постепенное восстановление положительной динамики поступления доходов, – рассказали в комитете финансов. – При условии сохранения текущих положительных тенденций по итогам года возможно превышение фактического объёма собственных доходов над заложенным в откорректированном бюджете на 15–20 млрд рублей. Это будет отражено в осенней корректировке бюджета.

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) надеются на корректировку. Ведомство уже запросило дополнительное финансирование для строительства метро на 2020–2021 годы. Однако его объём «Октагону» называть не стали. В самом «Метрострое» также не пояснили, какая сумма необходима, чтобы завершить работы на оранжевой ветке в новый срок. Но уточнили, что по условиям госконтракта на следующий год установлен лимит финансирования в 4,3 млрд рублей, а на 2022 и 2023-й – 3,9 млрд и 1,3 млрд рублей соответственно. В сумме – 9,5 млрд рублей.

Однако в проекте бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов этих средств нет, на оранжевую линию на три года заложено 8,6 млрд рублей. Причём в документе приводятся совершенно другие сроки завершения работ.

Если в бюджете текущего года после весенней корректировки окончание работ по строительству ККЛ и ЛПЛ было намечено на 2023 год, то в проекте на следующую трёхлетку стоят уже 2026 и 2027 годы соответственно.

В КРТИ не прокомментировали эти сроки, заявив лишь о переносе ввода в эксплуатацию станции «Горный институт», о чём и так было известно. Планируемый срок запуска станций ККЛ «Путиловская» и «Юго-Западная» («Казаковская»), по данным ведомства, не меняется – 2023 год.

«Повышают пенсии – повышают тарифы»

Согласно проекту трёхлетнего бюджета, «Метрострой» до 2023 года получит 7,4 млрд, 12,5 млрд и 17,8 млрд рублей с разбивкой по годам. Но, по словам источника «Октагона», знакомого с ситуацией в компании, этих средств недостаточно.

– В год «Метрострою» нужно 15 млрд рублей минимум. Это те объёмы, которые «Метрострою» легко сделать, – сказал собеседник издания, уточнив, что на 2026–2027 годы сроки завершения работ на ККЛ и ЛПЛ вряд ли перенесут.

– Всё до 2024 года должно состояться однозначно. Власти собираются добавить средства, – уверен он.

Стоит отметить, что вице-губернатор Эдуард Батанов уже пообещал нарастить расходы на метро хотя бы на 10 млрд рублей ко второму чтению по бюджету. Где их возьмут, не уточняется, но Смольный решил повысить стоимость проезда в метро с 1 января следующего года. Председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков 29 сентября подтвердил эту информацию в эфире телеканала 78.

«Это не вынужденная мера, это абсолютно нормально. Повышают пенсии – повышают тарифы. Поэтому мы в части, касающейся повышения тарифов, чётко следуем канве происходящих сегодня событий, в том числе по тарифам на ЖКХ. Доходы [населения] упали, согласен, но на сегодняшний день тарифы растут в пределах установленных нам нормативов». Кирилл Поляков

председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга

Поляков уточнил, что речь идёт о повышении стоимости разового проезда. По версии петербургских властей, это ударит только по гостям города, так как местные жители пользуются проездными.

В последний раз цены на проезд в Петербурге повышались сразу после губернаторских выборов, прошедших в сентябре 2019 года. Тогда тариф на разовую поездку вырос на 10 рублей. В 2018 году, когда проходили президентские выборы, власти оставили стоимость проезда без изменений.

Голодовка, банкротство, уголовка

Но проблемы петербургской подземки её недостаточным финансированием не исчерпываются. Генподрядчик «Метрострой», получающий все контракты на строительство, находится в предбанкротном состоянии. В феврале Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области ввёл в отношении организации процедуру наблюдения.

По оценке источника «Октагона», долги «Метростроя» превышают 10 млрд рублей (портфель заказов генподрядчика от Петербурга – более 124 млрд рублей, писал «Коммерсантъ»).

– Нужна помощь стороннего инвестора – либо города, либо коммерческих структур. Самому «Метрострою» будет проблематично с таким объёмом финансирования выжить, – считает собеседник «Октагона».

По оценке источника «Октагона», долги «Метростроя» превышают 10 млрд рублей. В декабре гендиректора и акционера «Метростроя» Николая Александрова (на фото) обвинили в присвоении денежных средств или растрате в особо крупном размере по предварительному сговору.Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

Между тем в КРТИ заметили, что «Метрострой» является самостоятельным юридическим лицом, а потому город не может вмешиваться в его внутрихозяйственную деятельность (при этом комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга принадлежит 21 процент акций компании, ГУП «Петербургский метрополитен» – ещё 25 процентов).

– Но стоит отметить, что все выполненные работы «Метрострою» оплачиваются в срок, – подчеркнули в КРТИ.

Проблемы в «Метрострое» появились не сегодня. В декабре 2018 года строители станции «Театральная» объявляли голодовку из-за задержки зарплаты с сентября. В следующем году метростроевцы продолжили акции протеста. За 2019 год убыток компании составил 5 млрд рублей, а счета организации неоднократно арестовывались. В январе прошлого года ФНС подавала к организации иск о доначислении налогов, пени и штрафов на 788,9 млн рублей. В итоге стороны пошли на мировую. А в декабре гендиректора и акционера «Метростроя» Николая Александрова и ещё двоих бизнесменов обвинили в присвоении денежных средств либо растрате в особо крупном размере по предварительному сговору. Следственное управление ФСБ по Петербургу возбудило уголовное дело, в основу которого легли события 2017 года.

По версии следствия, Александров через заключение фиктивных договоров поставок похитил 178 млн рублей компании.

Позднее ему добавили ещё два дела, в том числе из-за долга ООО «Метропаркинг» перед «Метростроем» в 730 млн рублей. Он связан со строительством бизнес-центра на Левашовском проспекте. Филиал «Метростроя» при содействии Александрова заключил договор цессии, по которому право требования долга перешло с 30-процентной «скидкой» третьему лицу, считает следствие.

Беда идёт, откуда ждали

На фоне этих событий циркулировали слухи о том, что компания недолго пробудет монополистом на рынке метростроения в Санкт-Петербурге. Назывались разные варианты, но наиболее вероятным является АО «Стройтрансгаз» (СТГ), связанное с миллиардером Геннадием Тимченко. В августе советником гендиректора СТГ стал отец Николая Александрова Вадим Александров, в прошлом – также гендиректор и акционер «Метростроя». Перед назначением он передал свои акции супруге Ольге Александровой, следует из данных эмитента. Всего семье Александровых принадлежит около 39 процентов акций «Метростроя» (остальные – Смольному и физлицам-миноритариям).

Власти Санкт-Петербурга не очень рады кандидатуре Геннадия Тимченко в качестве спасителя.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В СТГ не скрывают, что цель назначения Вадима Александрова – выход компании в Петербург. Он будет курировать строительство петербургского метрополитена. При этом СТГ намерен сохранить профессиональный коллектив «Метростроя» и обеспечить преемственность в работах на действующих объектах, а также нужные темпы при строительстве новых станций.

Но вот власти Петербурга, похоже, не очень рады Тимченко. Годовое собрание акционеров «Метростроя» в августе было сорвано. Орган управления смог проголосовать лишь по одному вопросу, так как на решение других не хватило кворума, говорится в сообщении эмитента. СМИ сообщали, что годовое собрание сорвали представители Смольного в совете директоров. Якобы на нём должны были представить кандидатуру нового гендиректора компании, которую пролоббировал СТГ. При этом последний глава «Метростроя» Сергей Харлашкин (в прошлом – председатель КРТИ) покинул этот пост в конце августа.

Но источник «Октагона» всё же не исключил смены генподрядчика:

– Правительство Петербурга будет идти по наиболее оптимальному пути, чтобы было меньше затрат.

Санкт-Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version