«Сейчас нужно не просто старые меры сохранять, пора вводить новые», — считает руководитель юридической компании Urvista Алексей Петропольский
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Некоторые антикризисные программы, введенные властями в апреле для поддержки бизнеса, завершились. Это беспроцентные кредиты на зарплаты, льготный эквайринг, кредитные каникулы. Правда, правительство продлило на три месяца действие другой меры — моратория на банкротство. Но при этом постепенно вводятся новые ограничения, которые непосредственно влияют на работу российских предприятий.
«Сейчас нужно не просто старые меры сохранять, пора вводить новые», — это мнение руководителя юридической компании Urvista Алексея Петропольского. Для многих предприятий, конечно, хорошо, что правительство продлило мораторий на банкротство. Но о том, чтобы продлить отсрочку по выплате налогов, как просил бизнес, никто не говорит. А многие пострадавшие компании, которые только летом вышли из карантина, не успели накопить денег, чтобы рассчитаться с государством.
Они бы и в нормальные времена их, наверное, не накопили. И уж тем более сейчас, когда обороты бизнеса после сложной весны восстановиться не успели. То же самое касается и отсрочки по арендным платежам, которая тоже закончилась с октября. И в этот момент Москва в обязательном порядке переводит 30% сотрудников компаний на удаленку.
Понятно, ради чего это делается: заболеваемость растет. Но когда треть сотрудников не будут ездить на работу, они не будут обедать в кафе, заходить лишний раз в магазины, салоны красоты, потреблять другие услуги. Значит, у компаний автоматически упадет спрос. У Алексея Петропольского, помимо юридического, есть еще кофейный и гостиничный бизнес. Пострадают все, говорит бизнесмен.
Алексей Петропольский руководитель юридической компании Urvista
Пока продолжается действие программы двухпроцентного кредита, который, если компания сохраняет штат, банкам вернет государство. Но, во-первых, эта программа тоже скоро закончится, а во-вторых, не всем компаниям, взявшим кредит, удалось сохранить сотрудников. Хотя бы потому, что они могли уволиться сами.
Скоро начнется так называемый период наблюдения, когда банки будут проверять, действует ли бизнес и находятся ли сотрудники на своих рабочих местах. Как будет проходить эта процедура, пока не ясно. С учетом того, что в процессе помощи бизнесу уже не раз вскрывались разного рода бюрократические накладки, можно предположить, что и сейчас не все будет гладко.
И если банки сочтут, что компания не выполнила все условия, то ей придется самостоятельно возвращать кредит. И не под 2%, а по рыночной ставке, например 15%. Параллельно банки уже ужесточают условия эквайринга при оплате товаров через интернет. С весны ЦБ сдерживал ставку эквайринга на уровне 1%, а с октября перестал.
Крупнейшие банки, как сообщило РБК, поднимают комиссию по приему карт до прежнего уровня, то есть примерно в два раза. Значит, для компаний, продающих товары онлайн, подорожают банковские услуги. Это еще один штрих к общей картине, говорит директор по развитию фирмы детской одежды Lucky Child Арон Тухватуллин.
Арон Тухватуллин директор по развитию фирмы детской одежды Lucky Child
Плюс к этому 1 октября закончились кредитные каникулы и программы реструктуризации, которыми пользовались как обычные граждане, так и бизнес. Никто не спорит с тем, что любые каникулы рано или поздно должны заканчиваться. Но сейчас это еще один удар по и так изрядно похудевшим кошелькам.
В Госдуме, правда, предложили продлить каникулы, но пока это лишь предложение. Наконец, закончилась программа беспроцентного кредитования на выплаты зарплат. Она, как Business FM сообщили в Минэкономразвития, позволила выплатить зарплаты более чем 1 млн россиян. Но зарплаты эти давно проедены, а новых подобных программ пока нет. При этом новые ограничения, непосредственно влияющие на работу компаний, на спрос, на экономику, уже постепенно вводятся.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?