Сопредседатель Комитета по развитию яхтенного спорта и парусного туризма московского отделения «Деловой России» Николай Андреев – о банкротстве в бизнесе.
– Меры поддержки бизнеса в том масштабе, что они были представлены, я вряд ли назвал бы эффективными. Я, естественно, говорю про свою индустрию, которая по факту была закрыта, грубо говоря, с марта и открылась лишь 4 сентября. А учитывая специфику нашего бизнеса B2B, у нас цикл сделки составляет в среднем 3–4 месяца. Соответственно, хоть какая-то выручка у нас начнется только в декабре. Бизнес без выручки живет с марта по декабрь – это 8,5 месяцев. Можно легко представить, какая ситуация сложилась в этом году.
Единственная мера поддержки, которой нам удалось воспользоваться, – частично банковская, частично государственная. У нас были обязательства по взятому ранее кредиту, и нам дали отсрочку на 6 месяцев. Но это не бесплатная отсрочка. То есть стоимость кредита за счет этой отсрочки увеличилась.
Сейчас все отсрочки заканчиваются, и сценариев дальнейших событий не так много. Я знаю ряд людей, которые готовятся к банкротству. И эта волна банкротств, думаю, будет интересной.
Как я понимаю рынок, к этому готовится каждая третья компания. Есть компании, в которых условно три сотрудника. Когда ты занимаешь нишу в рынке оказания услуг (по факту там же нет никакого оборудования, нет производства, помещения) – такие компании очень гибки и готовы к обнулению. И они ничего особо не потеряют. Возьмут потом какого-то директора-номинала и будут делать свое дело. Скажем, было ООО «Ромашка-1», а будет называться ООО «Ромашка-2».
Игрокам помасштабнее, у которых есть активы, есть товарные знаки зарегистрированные, материальные истории, сложнее. А значит, будем дотировать этот бизнес из других источников, пока он не оживет.
У меня такая позиция: если смотреть на меры поддержки государства, которые были предложены предпринимателям в других странах, мне, конечно, грустно и обидно. А с позиции Атланта, который расправил плечи, и осознанного предпринимателя я понимаю, что надо быть готовым к рискам: бизнес – это история, в которой каждый день может что-то пойти не так. И к этому надо быть готовым.
У моей компании какие-то финансы были. Конечно, не так много, как это может позволить себе средний бизнес или тем более крупный. Но они были. Подушка безопасности сработала.
У меня была гипотеза, что раз в 10 лет все обнуляется, поэтому мы в конце 2019 года все очень хорошо оптимизировали: затраты, персонал. Потому что еще в III квартале прошлого года мы словно предчувствовали, что вот-вот что-то случится. Получилось, что мы сработали на опережение, и это нам помогло.
Этап окончания оказания мер поддержки для многих предпринимателей будет труднее, чем период карантина. Все зависит от того, из какого ты металла. Если из стали – давно бы уже сломался, а если из алюминия – ты можешь изгибаться, подстраиваться.
Предприниматель – это, думаю, все-таки эмоциональное состояние, потому что если он умеет делать деньги, если он здоров и не в депрессии, то у него все получится.