Попадание госпредприятий в список системообразующих позволило не возвращать долги малым контрагентам
Попытка правительства помочь системообразующим предприятиям путем ввода моратория на несостоятельность грозит стать катализатором банкротств для малых и средних компаний. Специальные меры властей дали побочный эффект — контрагенты госпредприятий, в лице малого бизнеса, оказались на грани уничтожения. Сейчас они фактически в безвыходном положении — взыскать долги с госкомпаний законно невозможно, помощи от властей нет, а по собственным долгам платить надо.
Образовался несправедливый замкнутый круг: под защиту моратория попали все госкомпании и другие крупные предприятия, которые власти отнесли к системообразующим, вне зависимости от того, пострадали они от пандемии или нет. С другой стороны баррикад оказались их партнеры и контрагенты — малые и средние предприятия, которые безуспешно пытаются взыскать оплату за уже оказанные услуги.16 сентября 2020 года Верховный суд РФ отказал ООО «Восо-логистик» в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». Компания пыталась взыскать долг в 29 млн руб. за оказанные АО «Почта России» услуги. Суд признал требования истца правомерными еще в конце 2019 года, однако ответчик платить отказался (дело № А40-223684/19-39-1446).В период действия вынужденных ограничений АО «Почта России» продолжала функционировать и даже нарастила обороты и прибыль за счет активизации доставок интернет-магазинов. Несмотря на это, компания была отнесена к системообразующим, поэтому взыскать долги через подачу заявления о банкротстве у истца не получилось. Тогда он обратился в ВС за признанием правительственного моратория частично недействующим по причине его несправедливости. Судья удивился сложившейся абсурдному положению дел, но оснований для удовлетворения заявления не нашел.Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, объяснила, что «побочный» эффект моратория заключается в том, что контрагенты подмораторных должников в установленный промежуток времени не могут обращаться за начислением неустоек и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Они также лишены возможности обратить взыскание на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.Юрист также напомнил об еще одной проблеме — ряд предпринимателей, которые фактически осуществляют деятельность, которая отнесена к наиболее пострадавшим отраслям, не могут получить помощь от государства, ведь соответствующий код ОКВЭД ими не внесен в ЕГРЮЛ или ЕГРИП или указан как дополнительный, а не основной.Юрий Капштык, генеральный директор ООО «Экспертно-правовой центр «Параграф», считает, что пострадавшей компании следует обратиться к уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Спикер уверен, что бизнес-омбудсмен сможет «достучаться» до президента. В итоге вполне может сформироваться прецедент, который устранит неравенство и изменит сложившуюся судебную практику.Вера Баринова, заведующий Лабораторией исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, отметила, что структура МСП очень неоднородна: сюда входят и средние компании с доходом до двух миллионов рублей в год и персоналом до 250 человек (на них власти сделали ставку при импортозамещении и создании новых технологий), и микрокомпании со штатом до 15 человек. Потребности и проблемы у всех разные и разительно отличаются от тех, что возникают у крупных компаний. По этой причине предусмотреть экстренную политику по спасению экономики и «угодить» всем одновременно было невозможно.По мнению эксперта, предложение бизнес-омбудсмена Бориса Титова о новом критерии для действия отсрочки по налогам и взносам для МСП за 2020 год — снижении выручки за II и III кварталы на 30% — можно было бы взять за основу организации помощи вместо закрытого перечня «наиболее пострадавших» отраслей. Критерий также можно было бы учитывать и одновременно с перечнем. Это бы помогло расширить список предприятий, которым необходима господдержка.