По словам юристов, это рекордный по размеру требований иск о взыскании убытков с контролирующих лиц кредитной организации. Собеседники Business FM отметили, что шансы на пересмотр решения суда есть, но они невелики
В суд обратился банк «Открытие», перешедший под контроль ЦБ после процедуры финансового оздоровления. Он стал первой кредитной организацией, которая была санирована по новой схеме, через специально созданный для этого Фонд консолидации банковского сектора. Судебные слушания проходили в закрытом режиме, о результатах сообщили в пресс-службе «Открытия».
Ответчиками, которые солидарно должны выплатить «Открытию», а по сути, Центробанку почти 300 млрд рублей, стали экс-предправления банка Евгений Данкевич, экс-президент Рубен Аганбегян, основатель «Открытия» Вадим Беляев, бывший член правления банка Геннадий Жужлев, а также «Открытие холдинг», который в свое время контролировал почти 54% голосующих акций банка.
Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов не припоминает таких больших размеров взысканий. По мнению юриста, шансы на пересмотр решения суда есть, но они невелики.
— Как правило, когда суд принимает решение на такие суммы, это решение достаточно взвешенное, достаточно скрупулезное. И перспективы, я думаю, есть, но если есть грубые нарушения со стороны суда первой инстанции, но я сомневаюсь в этом, поэтому, на мой взгляд, перспектива невысока. — Что будет с экс-руководителями банка, если они все-таки не смогут выплатить эту сумму? — Судебные приставы разыскивают имеющееся имущество, счета и, соответственно, взыскивают с имущества, счетов те деньги, которые можно взыскать. Если же этого имущества нет или его недостаточно для покрытия убытков по решению суда, соответственно, данные лица пожизненно будут должниками, более того, в соответствии с федеральным законом об исполнительном производстве им будет запрещен выезд из России, если они находятся в России.
В 2017 году, когда банк «Открытие» попал под санацию, «дыру» в его капитале оценивали в 300 млрд рублей. Таким образом, банк, а по сути, ЦБ, который теперь его контролирует, добился взыскания через суд практически всей суммы, направленной на финансовое оздоровление «Открытия». Комментирует начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования
После перехода «Открытия» в госсобственность банк оспорил ряд сделок, проводившихся незадолго до санации. Среди них — покупка облигаций «O1 Груп Финанс» Бориса Минца на 35 млрд рублей. Следствие считает эти бумаги мусорными активами, а сделку — выводом средств из банка. Сам Минц, находящийся, по данным «Ведомостей», в Лондоне, в феврале этого года был заочно арестован и объявлен в межгосударственный розыск.
Сейчас в суде рассматривается еще один крупный иск на сумму 282 млрд рублей к бывшим бенефициарам и топ-менеджерам «Промсвязьбанка», также попавшего на санацию в том же 2017 году, но чуть позже «Открытия». При этом еще по одному иску ЦБ уже одержал победу: в августе Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск регулятора на 198 млрд рублей к бывшим акционерам и топ-менеджерам Московского индустриального банка.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?