Согласно сообщению УтроNews, Kempinski Grand Hotel, расположенный в Геленджике, будет выставлен на торги – его балансодержатель объявлен банкротом. В числе тех, кто интересуется комплексом, издание называет ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, являющийся кредитором объекта, и компанию «Синдика» Арсена Канокова. Но главными претендентами, по его данным, является семья министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, и это заставляет предположить, что вопрос с дальнейшей судьбой актива уже решен.
Проблемы у Kempinski Grand Hotel, как указывает издание УтроNews, начались еще несколько лет назад. Еще в 2016 году ВЭБ начал настаивать на взыскании с балансодержателя отеля 22 миллиардов рублей из-за того, что тот не отдал кредит в установленный срок. Запрашиваемая сумма является весьма внушительной, и нельзя исключать, что в ВЭБ прекрасно это понимали, вливая деньги в структуру. Может быть, банкротство в не столь отдаленной перспективе вписывалось в их планы, так как открывало возможность к «сливу» активов по более низкой цене?
В качестве непосредственного управляющего гостиничным комплексом значится ООО «Инвестгрупп-Отель». Именно эта организация 2 сентября была признана банкротом. Сейчас компания переживает непростые времена – объем убытков составляет 873 миллиона рублей. А контролирует актив ЗАО «Инвестгрупп», которое стало банкротом еще около двух лет назад – в октябре 2018 года. Весной состоялись торги, на которых ЗАО выкупил предприниматель Прохор Позолотин. По информации издания РБК, бизнесмен был коммерческим директором «Модуля», занимавшегося строительством в Санкт-Петербурге. Кроме того, в сферу деятельности Позолотина входит выкуп имуществ банкротящихся компаний. В соответствии с данными «Руспрофайла», он числится в качестве учредителя четырех фирм и возглавляет три, причем все они на данный момент ликвидированы. Все это вызывает закономерный вопрос: не занимается ли бизнесмен скупкой проблемных активов с целью последующей их передачи в нужные руки?
Совместный интерес
О востребованности Kempinski Grand Hotel говорить не приходится. В первую очередь, актив желает заполучить ВЭБ. РФ, выдавший «Инвестгрупп-отелю» кредиты на сумму 255,5 миллиона долларов в 2007-2008 годах. В соответствии с законом о банкротстве, банк может сохранить данный объект. Ранее в его руководстве говорили о том, что хотят получить актив, чтобы в дальнейшем перепродать его на выгодных условиях, но сейчас позиция изменилась. Kempinski Grand Hotel рассматривается как перспективный объект для дальнейшего развития, поскольку расположены в удачном месте и сулит хорошую прибыль.
Впрочем, ВЭБ.РФ может уступить отель другому претенденту – семейству Мантуровых. Ранее члены семьи главы Минпромторга Дениса Мантурова уже вплотную занялись бизнесом в Краснодарском крае. По информации издания «Коммерсантъ», под их контролем находился пансионат «Приморье», расположенный в Геленджике. О большом интересе с их стороны говорят и источники на рынке недвижимости.
Но если Kempinski Grand Hotel достанется семье Мантурова, встает вопрос: на что будет оформлен объект? Если говорить об упомянутом выше пансионате «Приморье», его контроль осуществлялся через ООО «Финансовые системы», которое на сегодняшний день уже ликвидировано. В учредителях организации значилась некая Тамара Мантурова, чьи имя и фамилия совпадают с данными матери главы Минпромторга.
4382
До 2023 года в Геленджике должны завершиться работы по строительству очистных сооружений и глубоководного выпуска. В городе остро стоит проблема водоснабжения и водоотведения, в ближайшие годы также планируется провести модернизацию существующих сетей.
Помимо этого, на связь компании с семьей Мантуровых указывает тот факт, что должность ее гендиректора занимал Евгений Максимов – когда то этот человек работал вместе с министром на авиазаводе в Улан-Удэ. Под управлением вышеупомянутых «эффективных управленцев» компания имела нулевую выручку, а ее прибыль составляла минус 4,4 миллиона рублей.
Не исключено, что в отельном бизнесе Мантуровым может помочь семейство Чемезовых – у них тоже уже имеются активы в Краснодарском крае: это винодельня «Мантра», выпускающая вина «Шардоне», «Мерло» и «Шираз» по 2790 рублей за бутылку. Интересно, что ООО «Мантра» находится под контролем Станислава Чемезова, старшего сына главы «Ростеха» Сергея Чемезова, и Валентина Мантурова, отца министра промышленности и торговли.
К слову, Чемезовы отметились и в пансионате «Приморье». Возможно, двум семействам стало там слишком тесно, и они решили заняться более крупным объектом, который, к тому же, действует под раскрученным международным брендом?
У Мантуровых и Чемезовых есть и другие бизнес-проекты – это и строительство элитного комплекса апартаментов «Феллини» в Геленджике, и московский ресторан «Бартон».
Но есть обстоятельства, которые заставляют подозревать влиятельные семейства не только в совместном управлении бизнесами, но и выводе полученных средств через офшоры. Главным их общим юрлицом является ООО «Финансовые системы». У компании есть четыре дочерние компании, в двух из которых в качестве соучредителя выступает кипрская «Докрамус инвестментс лтд». Возможно, туда и уходит прибыль?
Претендент с бэкграундом
Стоит обратить внимание еще на одного возможного претендента на Kempinski Grand Hotel. Это бывший глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Его компания «Синдика» не исключает возможности войти в отельный бизнес, но окончательное решение по этому вопросу будет связано с условиями, которые выставит ВЭБ.РФ. Впрочем, по слухам, миллиардеру уже приходилось в прошлом прибегать к методам силового давления при решении бизнес-вопросов, и остается надеяться, что в этот раз ему удастся обойтись без этого.
Каноков возглавлял Кабардино-Балкарию в период с 2005 по 2013 год. За этот период, по информации Forbes, он успел обзавестись состоянием в полмиллиарда долларов. По некоторым слухам, секрет его благосостояния кроется в рынках КБР, в Дзержинском, Пятигорске, Ставрополе, Иваново и Самаре. Уход Канокова произошел на фоне крупного скандала: в 2012 году силы МВД провели масштабную спецоперацию, итогом которой стало задержание руководителя администрации главы КБР, министра по управлению госимуществом и земельным ресурсам и его бывшего заместителя, а также известной в республике предпринимательницы. Как отмечалось в публикации «Ленты», трое из этих людей оказались родственниками Канокова.
До этого, в 2011 году, распространились слухи о том, что Каноков мог заниматься финансированием бандформирований в КБР. По утверждению блогера Андрея Северозападного, написавшего об этом в ЖЖ, в 2006 году Финмониторинг якобы провел проверку компаний, подозреваемых в финансировании ОПГ и террористических группировок, и выяснилось, что за ними мог стоять сам Каноков и его доверенные лица. Кроме того, в числе деловых партнеров главы КБР, по слухам, были авторитеты Алисаг Шогенцуков и Альберт Назранов. Последний был убит в 2013 году, что могло непосредственным образом отразиться на влиянии Канокова. Публикация об этом появилась на страницах The Moscow Post
Список претендентов на Kempinski Grand Hotel выглядит более чем занимательно. Остается надеяться, что ситуация вокруг элитной гостиницы разрешится без использования силовых методов. Впрочем, кажется, в данном случае сыграет другой фактор, и ВЭБ.РФ отдаст предпочтение Чемезову и Мантурову, представляющим крупные государственные структуры.
Мог ли Игорь Шувалов заранее договориться с главами «Ростеха» и Минпромторга и предупредить их о перспективном активе? Если да, то, вероятно, он мог заручиться их согласием на реализацию схемы и обанкротить компанию-владельца престижного отеля.