Александр Лукашенко озаботился угрозой дефолта своей страны. Он поставил перед своим правительством задачу реструктуризации громадного госдолга перед Россией. Москва пока не ответила взаимностью. Эксперты считают, что из-за последних политических событий в республике рассчитывать на деньги международных финансовых организаций Минску не приходится. А Москва как основной кредитор может потребовать выполнения ряда условий политического характера.
Минск уже заявил о проработке вопроса рефинансирования госдолга с банками из России. По словам главы минфина республики Юрия Селиверстова, до конца года его ведомству необходимо изыскать на эти цели $1,6 млрд. Задача нелегкая на фоне текущего экономического спада в Беларуси, динамику которого резко подхлестнула нынешняя политическая ситуация. По данным минфина Белоруссии на 1 июля, внешний государственный долг страны составил $18 млрд, увеличившись с начала года на $0,9 млрд (с учетом курсовых разниц), или на 5,3%. В принципе это приемлемый уровень — с учетом ВВП в страны под $60 млрд.
Однако структура внешнего долга — проблемная для Минска. Об этом «МК» рассказал старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск) Вадим Иосуб. По его словам, к началу второго квартала госдолг по срокам погашения распределялся так: $2,407 млрд — до одного года, $2,146 млрд — 1–2 года, $7,569 млрд — 2–5 лет и $8,518 млрд — более пяти лет. На 31 марта двусторонние кредиты России составляли 47,6% внешнего долга Белоруссии, или $7,925 млрд. Кроме того, Беларусь имела долг перед Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), который контролирует РФ, — $2,241 млрд.
Аналитик отметил, что на ближайшие несколько лет выплаты и обслуживание госдолга страны составляют сумму примерно $4 млрд ежегодно. Три четвертых этой суммы планировалось рефинансировать, то есть одалживать ежегодно около $3 млрд, чтобы вовремя отдавать долги. «Россия в одиночку вряд ли захочет полностью удовлетворить все финансовые аппетиты Минска, — отмечает Иосуб.
По словам главного аналитика «ТелеТрейд» Марка Гойхмана, внешняя задолженность всегда может выступить предметом торга, в том числе и по политическим проблемам. «Это может относиться к любой власти в Белоруссии, кто бы окончательно ни победил в нынешнем противостоянии — Лукашенко или оппозиция», — уточняет эксперт.
Между тем за последние десять лет суверенный рейтинг Белоруссии по шкале Moody’s понизился с B1 до B3 (ниже только преддефолтные уровни). Причина этого — хроническое отрицательное сальдо торгового баланса, которое покрывалось за счет займов России и по линии ЕАЭС. Ситуация обострилась после налогового маневра в РФ, которая лишила Минск возможности заработка на переработке и последующей перепродаже на Запад российской нефти, которую он получал по льготным ценам.
Ну а что будет, если Батька в очередной раз упрется? «Если не удастся договориться с Москвой о рефинансировании, то на горизонте двух лет возможен дефолт Белоруссии по госдолгу», — полагает Вадим Иосуб.