Автодилеры могут разориться из-за возросшего спроса на машины после простоя, считает независимый эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов.
Пандемия коронавируса повлияла на продажи транспортных средств. Серьезное падение спроса продолжалось несколько месяцев: салоны оставались закрытыми, а склады не пополнялись новыми моделями.
В июне было зафиксировано резкое увеличение продаж автомобилей в России, рассказал независимый эксперт в транспортной отрасли Алексей Тузов в интервью «ПолитЭксперту». Эти изменения на рынке не связаны с возросшими доходами россиян за время самоизоляции.
«Резкий подъем наблюдался из-за так называемого «отложенного спроса», который сформировался за апрель и май. Кроме того, некоторые граждане предпочитают покупать автомобиль в кризис из-за прагматичности такого решения: в период падения экономики дилерские центры продают автомобили на более выгодных условиях, а также охотнее оформляют машины в кредит или рассрочку», – объяснил собеседник ПЭ.
Из-за возросшего спроса у покупателей дилеры столкнулись с дефицитом ходовых моделей на рынке. Недостаток ощущался как в премиальном, так и в массовом сегменте. Прежде всего это связано с нарушением поставок как самих автомобилей, так и комплектующих к ним. Приостановка раброты заводов по всему миру также поспособствовала недостатку моделей на рынке.
«В настоящее время для того, чтобы купить новый импортный автомобиль, придется сделать предзаказ и ждать поставки как минимум несколько недель. В некоторых случаях срок ожидания может быть увеличен до 2-3 месяцев. Новых автомобилей российского производства иногда также не хватает, так как часть машин собирается при помощи зарубежных комплектующих», – уточнил эксперт.
Сейчас спрос превалирует над предложением: показатели продаж в июне вышли на докоронавирусный уровень. Из-за этого автодилеры находятся в рискованном положении. Сейчас в сфере автомобильных продаж главное – наладить поставки транспортных средств. Дилерам придется осторожно корректировать и формировать списки заказанных моделей.
«Растущий спрос на автомобили будет носить, скорее, временный характер, однако автодилерам придется уже сейчас реализовывать антикризисные программы для того, чтобы не разориться из-за недостатка автомобилей», – отметил Тузов.
Дефицит скажется и на потребителях. Помимо срока ожидания, будет увеличена цена на импортные модели. Некоторые производители уже подняли стоимость на 2-4%. Подорожание коснется и отечественных машин, в которых используются зарубежные комплектующие.
«Стоимость автомобиля по итогу 2020 года, скорее всего, увеличится на процент, равный проценту падения авторынка из-за пандемии. Ориентировочно, на 10-20 процентов», – заключил собеседник ПЭ.
Ранее резкий спрос был отмечен в Европе на велосипеды. Например, онлайн-продажи во Франции подскочили на 350% в апреле.