Вопрос об очередности удовлетворения требований кредиторов является весьма щепетильным и зачастую острым для участников процесса. Ведь имущество должника не бесконечно и, если попасть «не в ту» очередь, можно и вовсе остаться без каких-либо денег: должник будет ликвидирован по причине банкротства, а задолженность — списана.
Любопытная правовая ситуация возникла при банкротстве одной из компаний, акционером которой является «Газпром».
У должника до возбуждения дела о несостоятельности возникла задолженность по выплате дивидендов. После началась процедура, в процессе которой между «Газпромом» и должником было подписано соглашение о выплате такой задолженности. На основании подписанного документа «Газпром» уже в банкротном деле заявил о необходимости возврата средств, ссылаясь на то, что задолженность относится к текущим платежам, и указывая при этом на аналогичную судебную практику по другому делу.
Суды трех инстанций заявителя поддержали, однако Верховный Суд не согласился с выводами коллег и отменил вынесенные постановления.
Высшей судебной инстанцией было разъяснено, что требование «Газпрома» вытекает из корпоративного обязательства по выплате дивидендов, поэтому оно никак не может быть признано текущими платежами и удовлетворено раньше требований реестровых кредиторов. Задолженность по данному требованию подлежит удовлетворению после погашения требований «опоздавших» кредиторов и реституционных требований по недействительным сделкам (определение ВС РФ от 11.06.2020 г. по делу № 305-ЭС20-16).