Эксперты предсказывают рост дефицита и задолженности в субъектах Федерации
Подавляющее большинство российских регионов столкнулось с тяжелыми бюджетными последствиями коронакризиса. Их доходы в апреле и мае резко сократились, а расходы из-за мер борьбы с последствиями эпидемии выросли, из-за чего 40% регионов столкнулись с необходимостью покрытия значительного бюджетного дефицита, сообщают ученые из Института Гайдара и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Парадоксальным образом регионы со слабой экономикой меньше пострадали, так как федеральный Центр активнее накачивал их трансфертами. «Этот кризис – не про слабые регионы», – пояснили «НГ» эксперты. При этом они отмечают, что выделяемых Центром средств пока явно недостаточно, чтобы покрыть потери регионов.
Подавляющее большинство российских регионов столкнулось с тяжелыми бюджетными последствиями коронакризиса. В 80% наблюдается сокращение собственных доходов, 40% регионов столкнулись с необходимостью покрытия значительного бюджетного дефицита (на общую сумму 245 млрд руб.), при этом в ближайшие месяцы число дефицитных регионов и их суммарный дефицит продолжат расти, написали эксперты ЦМАКП в обзоре состояния бюджетов субъектов РФ, который они пометили как «первые итоги карантина».
В обзоре отмечается, что за апрель-май 2020 года из-за ограничений экономической активности, отсрочек и льгот по уплате налогов, сборов и арендных платежей, а также резкого снижения нефтяных цен, сильно ударившего по доходам регионов с высокой долей нефтегазового сектора, собственные доходы регионов просели в среднем на 26,4% в реальном выражении. При этом даже совокупные доходы их бюджетов сократились на 10,8% в реальном выражении к аналогичному периоду 2019 года.
Суммарный дефицит(-) дефицитных субъектов РФ и суммарный профицит(+) профицитных субъектов РФ. Примечание: май 2020 г. – оперативные данные на основе подневной статистики (по состоянию на 03.06.2020 г.). Источник: ЦМАКП
Что примечательно, пока основной дефицит сконцентрирован в бюджетах богатых регионов, которые могут себе позволить «роскошь» быть дефицитными. Но в ближайшие месяцы число дефицитных регионов и их суммарный дефицит продолжат расти, предупреждают в ЦМАКП.
За два карантинных месяца государственный долг субъектов вырос на 45 млрд руб. за счет привлечения облигационных займов и бюджетных кредитов, однако этот рост был слабо связан с текущими показателями дефицита: пока основное покрытие происходило за счет остатков на бюджетных счетах. В ближайшие месяцы в условиях накопления дисбалансов в региональных бюджетах можно ожидать быстрого наращивания государственного долга субъектов, предупреждает ЦМАКП.
В отличие от резко просевших собственных доходов межбюджетные трансферты, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, напротив, выросли за апрель-май почти в два раза – на 301 млрд руб.
О мерах поддержки региональных бюджетов говорил в своем телеобращении к россиянам 23 июня президент Владимир Путин. Он поручил правительству оказать дополнительную финансовую помощь регионам, выделив еще 100 млрд руб. «плюсом» к тем 200 млрд, о которых объявлялось раньше.
Рост трансфертов региональным бюджетам был объявлен в рамках мер правительства и позволил поддержать сбалансированность бюджетов субъектов, компенсировав около двух третей выпадающих доходов за два карантинных месяца, отмечает ЦМАКП.
Как пояснили эксперты «НГ», трансфертная политика Минфина позволила в этот кризис серьезно поддержать регионы со слабой экономикой. В июльском мониторинге экономической ситуации в России Института Гайдара отмечают, что по итогам первых четырех месяцев 2020 года темпы роста налоговых и неналоговых доходов низкообеспеченных субъектов оказались выше темпов роста групп более обеспеченных субъектов. Это связано с тем, что бюджеты регионов со слабой экономикой сильнее зависят от межбюджетных трансфертов, а они в мае выросли практически втрое по сравнению с маем 2019 года, что обеспечило их общий прирост по итогам пяти месяцев на 54,2%.
Дополнительная финансовая поддержка малообеспеченных регионов сказалась на темпах роста их долговой нагрузки, но не смогла этот рост остановить, говорится в мониторинге, уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Мордовии (214,1%) и Хакасии (125,9%). Близко к данному уровню находятся Костромская (91,7%), Орловская (90,4%) области и Удмуртия (92,5%).
«При распределении средств и субсидий необходимо в первую очередь направлять средства субъектам, которые нуждаются в господдержке. Десять регионов мы таких определили, и считаю, что у нас есть ресурсы, нужно просто их сконцентрировать», – заявлял глава Минфина Антон Силуанов в прошлом году.
«Нынешний кризис не про бедные регионы, слабообеспеченным проблемы закрываются трансфертами. Этот кризис в первую очередь про обеспеченные и среднеобеспеченные регионы, которые сильно пострадали от недобора доходов в связи с падением сбора налогов на прибыль, – сказала «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Хотя размер трансфертов был увеличен в апреле на 36%, налоговые сборы сократились значительнее. Денег регионам нужно больше, ведь только в апреле собственные доходы регионов упали на 350 млрд руб., а это сокращение на 3%, если сравнивать с консолидированным бюджетом регионов в 13 трлн руб. в 2019 году. И еще на 300 млрд они сократились в мае. Счетная палата и Высшая школа экономики предупреждали, что регионы могут потерять в этом году до 10% своих доходов. Но они могут прибегнуть к займам, так как долговая нагрузка у них относительно небольшая».
По словам Зубаревич, банкротства регионов не бывает. «У малообеспеченных регионов основная часть доходов – это трансферты, раньше Минфин запрещал им брать кредиты, возможно, в этих условиях подход смягчится», – предполагает эксперт.
«Мы пока не наблюдаем сильных изменений в трансфертной политике, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – Федерация лишь увеличила дотацию на сбалансированность, и скорее всего это будет продолжаться и дальше, но при этом нужно понимать, что стандартная политика федерального Центра – недодавать. Выделяется меньше, чем реально необходимо. Регионы обосновывают одну сумму, а по факту могут получить лишь 50 или 70% от требуемой. Регионы вынуждены недостающее добирать за счет кредитов, и сегодня это заметно по резкому росту заимствований. На фоне в том числе и этого мы неминуемо увидим рост долговой нагрузки по итогам этого года».