Представители целого ряда компаний, включенных в список системообразующих в условиях пандемии, пожаловались “Ъ” на неудобства, которые создает этот статус. Сейчас в перечне более 1335 организаций, 43% из которых относятся к промышленности, 14% — к транспорту, 8% — к ТЭКу. Участники списка, которые по результатам стресс-тестов оказываются в зоне риска, могут рассчитывать на отсрочки по налогам, субсидии на возмещение затрат, льготные кредиты и госгарантии. Но для этого они вынуждены еженедельно и ежемесячно отчитываться в государственную информационную систему промышленности (ГИСП) Минпромторга.
Речь идет о предоставлении финансовых, операционных и HR-показателей, некоторые из которых компания не собирает даже для себя, говорят источники “Ъ”, к этому добавляются региональные отчетности, а раз в три дня приходится выполнять те самые стресс-тесты. В результате почти каждый день нужно что-то отправлять, зачастую данные дублируют друг друга, но требуют разной формы отчета.
«Это нигде не записано, но неофициально нам говорят: если не заполняете, то мы вас исключим из списка системообразующих или не пустим к какой-либо поддержке»,— рассказывает один из собеседников “Ъ”.
Вопрос уже обсуждается на площадке РСПП и в регионах.
В протоколе совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 12 мая действительно говорится, что все промышленные компании, вошедшие в список, должны зарегистрироваться в системах ГИСП или ГИС ТЭК и еженедельно обновлять информацию о финансово-экономическом состоянии. В случае отказа «рассмотрение заявок о предоставлении мер поддержки в отношении этих организаций будет приостановлено».
В «Башволготанкере» (рассчитывает на субсидии, но пока не обращался за ними) говорят, что еженедельно и ежемесячно представляют отчеты в Минтранс, налоговую службу Башкирии, региональный Гостранс и Минэкономики, а также в ГИСП, отмечая дублирование данных. В Nissan “Ъ” сообщили, что надеялись на господдержку в части пополнения оборотных средств и компенсации расходов на персонал, как это происходит в других странах. Но ни одной мерой компания воспользоваться не смогла «по причине избыточных требований и сложных процедур отбора».
Об этом же говорят в одном из крупных холдингов из списка системообразующих в сфере информационно-коммуникационных технологий, которую курирует Минкомсвязь: «Такая проблема есть, а толку нет. Никаких льгот мы не получили». «Механизм странный — некоторые данные относятся к коммерческой тайне, поэтому многие не спешат их предоставлять»,— добавляет источник в другой компании из списка Минкомсвязи. В ряде компаний, впрочем, говорят, что дополнительных отчетов не посылают, но и никаких преимуществ при этом не получают.
Усугубляет ситуацию, подчеркивает один из собеседников “Ъ”, непонимание, а «что потом за эту поддержку потребуют».
Поэтому компании избегают обращаться за помощью, даже если она нужна. При этом участники рынка отмечают, что государство требует «весьма чувствительную информацию», и опасаются доступа к ней конкурентов.
В результате многие хотели бы выйти из списка, но боятся «имиджевых потерь». В этом, впрочем, правительство как раз готово помочь: согласно протоколу правкомиссии по повышению устойчивости экономики от 19 июня, ряд компаний предлагалось исключить по причине «отсутствия конструктивного взаимодействия», а некоторые сами все-таки просили об этом, не желая регистрироваться в ГИСП.
Главный инструмент поддержки для системообразующих предприятий — 651-е постановление, которое дает рассрочку по налогам и дополнительные субсидии. Однако оно оказалось абсолютно неработающим, утверждает один из источников “Ъ”: «Подавали заявки около 15 компаний из разных отраслей, нужно было пройти три этапа согласования — профильное министерство, межведомственная комиссия в Минэкономики и штаб в правительстве. До штаба дошел только государственный «Аэрофлот»». По словам собеседника “Ъ”, чиновники признают, что инструмент работает только для тех, кому дадут индивидуальные поручения или встанет реальная угроза банкротства.
Но есть и другие примеры, причем из разных отраслей. Так, получили поддержку и не жалуются на проволочки московские аэропорты, признавая, впрочем, «большой объем отчетности». В «Морспасслужбе», которая получила 500 млн руб. в Совкомбанке на пополнение оборотных средств, говорят, что отправка отчетов — «вполне рабочая модель».
Источник “Ъ” на одном из системообразующих предприятий поясняет, что отчасти проблема в условиях господдержки.
У многих показатели пока снизились «не так сильно, как можно было бы ожидать», а «реальный спад» начнется в третьем-четвертом квартале. «Сейчас время платить дивиденды, но тогда нельзя претендовать на поддержку,— отмечает собеседник “Ъ”.— И многие решили повременить с подачей бумаг, а пока изъять прибыль из компаний».
Так, не планируют пока пользоваться господдержкой в НЛМК, «Совкомфлоте» и «Автоторе». С учетом «специфики бизнес-модели», поясняют на калининградском автозаводе, предложенные варианты не предполагают условий, при которых компания могла бы получить невозвратную преференцию, а «воспользоваться какими-либо формами отложенных обязательств без четкого понимания возможного развития рыночных перспектив конкретно в наших условиях не имеет смысла». В то же время, например, в «Авилоне», который наряду с другими крупными автодилерами был недавно включен в список, рассчитывают на кредиты по сниженным ставкам или налоговые льготы.
Как сообщили “Ъ” в Минэкономики, системообразующим компаниям пока выдано 139 льготных кредитов на 130 млрд руб., средняя ставка — 2,9%. Судя по всему, правительство и само не вполне довольно ситуацией. Андрей Белоусов 19 июня допускал, что критерии доступа к льготным кредитам могут быть смягчены. Министр экономики Максим Решетников 30 июня уточнил, что при этом запрет на выплату дивидендов сохранится.
Источник “Ъ”, близкий к правительству, отмечает, что перечень создан в первую очередь, чтобы отслеживать ситуацию, а при обнаружении проблем оперативно вмешаться, оказать помощь и сохранить занятость.
«Возможно, у многих были иллюзии, что включение в список автоматически дает какие-либо преференции, но это не так»,— подчеркивает собеседник “Ъ”. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в такой ситуации формы отчетности нужно упростить, дифференцировать и дополнительных данных требовать, только если предприятие реально претендует на господдержку.
Анастасия Веденеева, отдел бизнеса, отдел телекоммуникаций