Во время пандемии, замечают эксперты британской «Файнэншл таймс», технологические гиганты продемонстрировали, что могут быть «ответственными гражданами», но при этом риски, как они считают, сохраняются. Законодатели должны думать о том, как регулировать их деятельность и сдерживать их влияние.
О цифровом будущем говорят уже давным-давно, но именно пандемия значительно ускорила его приближение. В новой, социально изолированной реальности для миллионов людей технологии стали буквально спасательным кругом. Везде по миру люди, вынужденные оставаться дома, подключались к сети «Нетфликс», заказывали доставки через компанию «Амазон» и разговаривали через приложение «Зум». В США до кризиса менее 5% продуктовых покупок совершались через интернет, а сейчас этот показатель вырос до 10-15%. Согласно данным «Зум», наивысшие показатели использования данного приложения для проведения видеоконференций в апреле превышали декабрьские показатели в тридцать раз.
Конечно, какие-то из этих показателей могут снизиться после прекращения режима самоизоляции. Но изменения, происходящие в области дистанционной работы, обучения и шоппинга, поражают. Недавно исполнительный директор «Майкрософт» Сатья Наделла (Satya Nadella) заметил: «За два месяца мы увидели цифровую трансформацию двухгодичного масштаба». Та роль, которую технологические гиганты сыграли во время кризиса, прямо отражается в растущих ценах на акции этих компаний, поскольку инвесторы делают ставку на их бизнес-модели. В настоящий момент акции «пятерки» технологических гигантов составляют более одной пятой от общей рыночной стоимости индекса S&P-500 — рекорд с точки зрения концентрации капитализации.
Кризис, как считают эксперты ФТ, не только укрепил рыночное влияние компаний, но и предоставил им возможность показать, что они могут быть ответственными «корпоративными гражданами». Пандемия, по сути, способствовала выявлению преимуществ этих цифровых платформ как в социальном, так и в экономическом плане, помогая бороться с дезинформацией о пандемии коронавируса и справляться с бумом в области электронной коммерции. Да и многие правительства начали обращаться к технологическим гигантам за помощью в разработке приложений для отслеживания контактов людей, во избежание распространения вируса.