Георгий Бовт о том, от чего мы не захотели бы отказываться после снятия ограничений

Георгий Бовт о том, от чего мы не захотели бы отказываться после снятия ограничений
Георгий Бовт о том, от чего мы не захотели бы отказываться после снятия ограничений
А ведь согласитесь: как же похорошела Москва при коронавирусе! Полупустые улицы, по которым можно быстро доехать куда угодно, чего не бывало уже много-много лет. Широкие и тоже полупустые тротуары, словно специально обустроенные для соблюдения социальной дистанции. Нет проблемы парковок, которые, правда, почему-то не подешевели.

Я видел людей, которые выходили чуть ли не на середину Тверской, чтобы запечатлеть волнующий пустынный пейзаж с видом на Кремль. Они такого не видели или видели только перед прохождением парадных колонн во времена, когда тротуары еще не загораживали металлическими барьерами (было и такое). Они будут потом показывать эти фотки внукам. Как сами разглядывают сейчас фотографии роскошно-просторной и всегда умытой Москвы времен, когда юный Никита Михалков еще не был «бесогоном», а был просто «А я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу…» И ведь как далеко зашел.

Мне почему-то кажется, что многие уже скоро, по мере снятия карантинных ограничений, начнут ностальгировать по этим тревожным нескольким месяцам, когда жизнь неожиданно потекла по новым правилам, показавшимся многим воплощением худших кино-кошмаров.

Это, конечно, будут не те, кто остался без доходов или чьи семьи оказались в числе пораженных, пережив трагедии утрат. Но даже те, кто возвращался с войны или из «горячих точек», порой начинали впадать в депрессию от невозможности быстро привыкнуть к обычной «мирной жизни», мысленно возвращаясь к боевым «честным и простым» понятиям и временам.

А тут — такой стресс, который бывает, пожалуй, раз в поколение. А там, где стресс — непременно найдется и соответствующий синдром. «Карантинно-коронавирусный» — он будет, почитай, сродни стокгольмскому. Ну и в этой связи пара новых прогнозов. Потому что пандемия, как ни прискорбно это будет для многих, открыла такие перспективы и возможности, которые многим людям, в том числе во власти, будет жалко не использовать. И они их, уверяю вас, непременно используют.

Тем более, что при коронавирусе похорошела не только Москва, но и практически вся планета. В условиях, когда более трех четвертей мировой авиации толком не летает, автомобилисты сидят по домам, мегамоллы закрыты, а многие компании перешли на «удаленку», воздух на планете Земля стал намного чище. Например, за время тотального карантина содержание диоксида (двуокиси) азота над Китаем уменьшилось на 40%, над Западной Европой и США — в среднем на 20-38% по сравнению с прошлым годом. А над некоторыми регионами аж на 60%. Такого не бывало со времени начала регулярных наблюдений за загрязнением атмосферы. Конечно, по мере раскрытия экономики концентрация гадости начнет расти, однако тут же появится немало тех, кто, апеллируя в данном случае к позитивному опыту пандемии, захочет затормозить этот процесс.

Из мегаполисов при коронавирусе похорошела не только Москва, но и Париж, Лондон, Милан и т.д. Да практически все похорошели. А теперь спросим себя: кому из мэров не нравится вид улиц без пробок? Нет таких.

И вот уже в мэриях Парижа, Милана и Лондона готовят планы, призванные хотя бы отчасти сохранить некоторые «карантинные достижения» для автомобильного транспорта.

Подвернулись и чисто «медицинские» обоснования: скажем, прослеживается корреляция между высоким уровнем загрязнения воздуха и смертностью от COVID-19. Исследователи из Гарварда утверждают, что повышение уровня загрязнения вредными частицами на один микрограмм на кубический метр повышает такую летальность на 15%. Да и число астматиков (они более уязвимы) в целом растет.

Так, мэр Парижа Анн Идальго — в каком-то смысле фанатка не только экологии, но и ограничения автомобильного трафика. В условиях частичного снятия карантина во Франции сейчас всякий обычный гражданин, кому надо путешествовать, скажем, на автомобиле за пределы 100-километровой зоны вокруг Парижа, должен получить специальное разрешение. Идальго хочет сохранить аналогичные ограничения для авто и на время после пандемии. И дело не ограничится только велодорожками, которые теперь будут строить и удлинять до самых до окраин в массовом порядке (хорошо им там в Париже с их климатом). Для бизнеса, скажем, настоятельно рекомендовано: тем, кто успешно работал все это время на «удаленке», на ней и остаться впредь. Чтобы общественный транспорт не загружать. А чтобы автобусы не были переполнены, их число резко увеличится. Аналогичные меры готовят в Милане и Лондоне. А мы ведь любим себя равнять с Лондоном и Парижем. Особенно некоторые.

Не подумайте, что я подсказываю наши мэрам больших городов, и не проклинайте. Просто эти идеи носятся в воздухе, и они будут воплощены в жизнь уже в ближайшее время.

Скажем, для одних цифровые пропуска на авто — сродни «электронному концлагерю». А для других сама необходимость заказывать такой пропуск — уже повод подумать, а надо ли ему вообще ехать туда, куда он собирался. И человек может выбрать, что ему туда не надо. А еще туда и вон туда — тоже не больно-то и хотелось.

Также уверен, что уже вскоре один раз отлаженная цифровая система ляжет в основу ограничений въезда в крупные города или отдельные их зоны. Скажем, по четным или нечетным дням (и тут даже покупка второго автомобиля не спасет, поскольку пропуск именной) — на платной основе.

Опять же копеечка в копилку лично мне, правда, ненавистного каршеринга. О прочих прелестях системы тотального цифрового контроля даже и рассуждать не будем. И так все понятно.

Предприятиям можно начать спускать разнарядку по числу переведенных навеки вечные на удаленную работу. Включить данный показатель в KPI работы губернаторов. Тем более, что выход из «удаленки» в ненавистный опенспейс для многих станет жутким стрессом. А людей надо беречь. Кроме начальников, которые, наконец, смогут тщеславно обозревать роты высаженных в ряд своих подчиненных офисных солдат.

Открыв снова МФЦ, которые сначала неизбежно столкнутся с наплывом посетителей, власти, если они толковые, могли бы понять, что надо как можно больше общения граждан с государством переводить в онлайн. Мы еще меньше будем взаимно раздражать друг друга. А обывательское возмущение «косяками системы» мужественно примет на себя искусственный интеллект. И обыватель даже в какой-то момент перестанет понимать, где кончается условная «Алиса» и начинается реальная власть. И успокоится (ИИ, он ведь такой терпеливый). И настанет нам всем стабильность и оцифрованное счастье.

Многие стонущие от предчувствия банкротства мегамоллы можно будет не спасать, не открывать, а снести и разбить на их месте парки и скверы. Во-первых, они по природе своей — воплощение «американской бездуховности». Чего ходить лизать глазами витрины, если денег нет в кармане, а смартфон куплен в кредит? Показное потребление, как говорится. Для многих это стало сортом досуга, как раньше пиво пили по подъездам и кустам. А сейчас семьями слоняются по торговым центрам. Пусть лучше в парке.

Во-вторых, наши мегамоллы просто сейчас проходят (под воздействием пандемии еще стремительнее пройдут) ту же эволюцию, которую проходят моллы в Америке. А их золотой век, увы, позади. Он пришелся на 70-90-е годы ХХ века. Обустройство ледовых катков, детских игровых комнат, кинотеатров, фудкортов для обжорства и прочей разлекухи лишь затормозило процесс их увядания. Но не остановило его. И не остановит. К 2022 году (такой прогноз Credit Suisse сделан еще до пандемии) в США закроется каждый пятый молл из числа существовавших два года назад. Число ежегодно закрывающихся навсегда крупных сетевых магазинов и торговых центров в Америке выросло с 4,6 тысячи в 2009 году до 10,6 тысячи в прошлом.

В-третьих, торговля стремительно уходит в онлайн. Я и сам подсел на это дело. Не надо никуда ездить по пробкам. Искать парковку. Путаться в навигации внутри огромного пространства в поисках нужного товара. Бессмысленно перебирать увиденные случайно «штуковины», размышляя, нужны ли они тебе, и в результате потратить впустую деньги. Ловить за рукав вечно занятых, толком ничего не знающих продавцов-консультантов (а так почитал отзывы в сети — и вперед). Дышать в спину не ближнему своему и чувствовать его потенциально «ковидное» дыхание. Практически все уже сейчас доставляют, даже шиномонтаж вместе с колесами.

Мы в этом плане оказались страшно прогрессивной страной, спасибо миллионам гастрабайтеров, которые пошли в курьеры. Уже примерно понятно по опыту, на кого из «брендов» можно рассчитывать, а кого отправить в покупательский бан. Система бесконтактных платежей, спасибо ЦБ имени Набиуллиной, работает точно. В крайнем случае, можно заказать получение заказа в определенном пункте на месте.

Пандемия вообще стала временем торжества и наслаждения мизантропов. Те, с кем в лом общаться и тратить время на «деловой обед», отсекаются вмиг ссылкой на социальное дистанцирование. Мол, старик, пришли презентацию по почте. То же самое с давно обрыдшими кому-то приятелями, назойливыми родственниками и прочими непрошенным гостями.

Личная жизнь тоже становится все экологичнее и экологичнее, перетекая из дорожных «пробок» на комфортную уединенную велодорожку. Огромная экономия слов, телодвижений, напряжений лицевых мышц.

Нет, все-таки многим будет жаль прощаться с карантинными временами, и они будут втайне желать, чтобы что-то из этого ностальгического прошлого вернулось. Но чтобы сами бы они при этом были непременно здоровы и богаты. Непростой получается «контракт».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version