Подозрительное банкротство АО «Экситон»

Градообразующее предприятие павлопасадский завод по производству электронных компонентов «Экситон» входит в процедуру банкротства. В июне в Арбитражном суде Московской области будут рассматриваться претензии по кредитам «ПФС-Банка». У этого банка в январе 2020-го отозвана лицензия, а его бенефициар Константин Петренко имеет репутацию человека, бизнес которого заключается в коррупционных и рейдейрских схемах. Более того, похоже, что бывшее руководство завода, братья Хукеяны, и господин Петренко — не чужие друг другу люди. «АН» попытались разобраться в этом деле.

АО «Экситон»

Легендарный завод “Экситон”, известный каждому павлопосадцу, в 2018-ом году отметил свое 75-летие. Праздник прошел на радость всем сотрудникам и их семьям в ДК «Октябрь» — пели песни и чествовали ветеранов труда. Предприятие до сих пор держит марку, выпускает более 600 типов интегральных схем и полупроводниковых приборов. «Экситон» стабильно получает заказы от оборонной промышленности РФ, оставаясь ключевым работодателем города. Годовая выручка завода в 2018 г. составила почти 1 миллиард рублей, а выручка группы компаний, контролируемых основным акционером “Экстиона” Овсепом Хукеяном, более 4 миллиарда.

Возникает вопрос, почему же завод кошма.., простите, банкротят за невозврат трех ипотечных кредитов на сумму чуть более 16 млн. рублей, выданных незадолго до этого “ПФС-Банком” бывшим владельцам завода? Ведь «Экситон» мог легко погасить их просто с месячной выручки. Похоже, к банкротству завода братья Хукеяны и сочувствующий им «ПФС-Банк» начали готовиться заранее. Но обо всем по порядку.

В октябре 2018-го года Хукеяны с партнером берут фиктивный кредит в “ПФС-Банке”, те самые 16 млн. рублей — такой суммы достаточно для банкротства. Поручителем по этой сделке выступил АО «Экситон», а заодно и остальные компании братьев Хукеянов (поставщики продуктовых сетей Москвы ООО «Продовольственная база «Покоторг», ООО Торговый дом «Покоторг» и сельхозпредприятие в Орловской области ООО «Виннер»). “Заемщики” почти сразу перестают платить по этим кредитам — «не потянули» ребята ипотеку. При этом «ПФС-Банк» ничего не делал — не насылал коллекторов, не предъявлял требования, не взыскивал, не звонил ночью по телефону. Зато перед тем как обратиться в суд, в мае 2019-го года банк скинул все кредиты на аффилированное ООО «ТП «Эдельвейс» (контролируется шурином владельца “ПФС-Банка” Константина Петренко), который тут же предъявил требования о банкротстве всех компаний, а сейчас требует и банкротства “Экситона”.

Итак, что же это за банк такой? Который выдает кредиты и не беспокоится об их возврате, предпочитая просто банкротить предприятие-поручитель?

Собственно говоря, такой кредитной организации «КБ «ПФС-Банк» фактически больше нет. 17 января 2020-го года ЦБ РФ отозвал у этого учреждения лицензию, в том числе за “нарушения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. А 28 февраля 2020-го года Московским арбитражным судом принято заявление от Центробанка России о признании его банкротом.

По данным сайта «Банки.ру», председателем Наблюдательного совета и основным акционером «ПФС-Банка» является владелец омской компании «Трест Железобетон» Константин Петренко (19,54% акций) и его супруга (7,27%).

В материале “Новых известий” от апреля 2019-го года достаточно внятно описывается схема, которую применяет Петренко и его структуры, в том числе, “ПФС-Банк”. Это называется банкротство по поручительству. Суть ее в следующем. У банка имеются должники по кредитным обязательствам (братья Хукеяны и их бизнес-партнер со своими “ипотеками”). Затем к ним интересанты банкротства, то есть лица состоящие в сговоре с банком (в данном случае, снова Хукеяны и ко) оформляют нужные договоры поручительства. При этом банк не информирует поручителя (в данном случае АО “Экситон”) об имеющемся обязательстве, не направляет требований и претензий. Но в нужный момент банк в судебном порядке предъявляет требование к поручителю и доводит компанию до банкротства. В итоге банк получает право удовлетворения фиктивных требований из стоимости имущества поручителя. Ну то есть все равно, что отжать квартиру за просрочку оплаты электроэнергии. Только в случае с “Экситоном”, отжать — это распилить и продать по частям, поделив навар между банком и бывшими владельцами.

В августе 2019-го Овсепа Хукеяна досрочно сняли с должности генерального директора АО “Экситон” и на его место пришел Юрий Авакян, которому пришлось разбираться в запутанных делах его предшественника.

Сразу же вскрылась сомнительная схема с поручительствами: во-первых, все они подписаны бывшим руководителем АО «Экситон», но на предприятии их нет. Во-вторых, никаких требований ни от “ПФС-Банка”, ни от ООО «ТП «Эдельвейс» на предприятии не зарегистрировано. И, наконец, в материалах судебного дела подписи от имени предправления лишенного лицензии “ПФС-банка”, на договорах поручительства от октября 2018-го года явно отличаются от его же подписей на документах от мая 2019-го.

Также, новое руководство выяснило, что в декабре 2018-го года Хукеян продал большую часть оборудования “Экситона” компании ООО «Строительная компания «Кромас», связанной – с кем бы вы думали? — с ПАО КБ «ПФС-Банк». Более того, “ПФС-Банк” и компании, принадлежащие Хукеяну, в суде представляют одни и те же юристы.

“Если у АО «Экситон» есть какой-то реальный долг перед “ПФС-Банком”, он может быть погашен без банкротства. Но по этим кредитам у нас серьезные сомнения в их реальности,” – говорит Юрий Авакян.

На данный момент Петренко довел до банкротства по обязательствам предприятия: ООО «Компьютер Технолоджи», ООО «ИСК «ИнвестстройТрест», ООО «ЗелАК Недвижимость», ООО «Системы управления», ООО «МИР Инвест Строй» и ООО «Инвест Строй Корпорация»; общая сумма ущерба в результате составляет более 198 миллионов рублей; по данным фактам подано заявление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, пишут “Новые известия”. Адвокат Андрей Павлухин, на чьи слова ссылаются известия, классифицирует действия Петренко не иначе как «рейдерский захват». Очень бы не хотелось, чтобы АО “Экситон” при содействии своего бывшего руководства пополнил “доску почету” господина Петренко.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика