Эпидемия коронавируса разоряет бизнес, который не может рассчитаться со всеми долгами. Чтобы предприниматели оставались на плаву, государство вводит мораторий. С 1 апреля кредиторы не могут обратиться в суд с заявлением, чтобы признать должника банкротом. Также практически отсутствует возможность зачета требований. Какие трудности могут встретить кредиторы и как с ними бороться, рассказывают эксперты.
Правительство ввело мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредитора в отношении ряда должников (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 428). Срок моратория – шесть месяцев, с 6 апреля 2020 года по 6 октября 2020 года, но он может быть продлен. Нововведение распространяется на бизнес, который наиболее пострадал из-за коронавирусного кризиса, и иные предприятия, которые закреплены в документе. Проверить, внесен ли должник в список лиц, на которых распространяется действие моратория, можно на специальном сервисе ФНС.
Теперь суды не принимают заявления о признании должника банкротом. В практике уже есть ситуации, когда подобные заявления суды возвращали. Например, определение АС Камчатского края от 9 апреля 2020 по делу № А24-1629/2020 (туристическое агентство). Кредитору отказали в возбуждении банкротного дела, поскольку компания-должник, туристическое агентство, подпадает под действие акта правительства.
В то же время сам должник сохранил право обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве.
Также запрещено производить зачет требований в отношении должника, если нарушается банкротная очередность исполнения обязательств. Нельзя начислять неустойки и штрафы на задолженность, обращать взыскание на заложенное имущество. Приостанавливается исполнительное производство. Весь перечень «мораторных ограничений» содержится в ст. 9.1 ФЗ от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Государство таким способом дало время пострадавшим от кризиса компаниям вернуться в строй. Однако кредиторы тоже хотят вернуть свои долги и не пропустить сроки для подачи банкротных заявлений. Разбираемся вместе с экспертами, что ждать кредиторам и как избежать возможные трудности.
По сути, это внесудебная реабилитационная процедура без учета мнений кредиторов. Ранее закон о банкротстве допускал только финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, но только по решению кредиторов в рамках дела о банкротстве. Сейчас должник вправе выйти из действия моратория по своей воле, а кредитор никак повлиять на эту процедуру не может.
Юлия Макаренко, партнер юрфирмы Юридическое партнерство «Курсив»
Мораторий не лишает кредиторов возможности подавать исковые заявления к должнику, не препятствует наложению арестов на имущество и принятию других обеспечительных мер, напоминает Вероника Величко, советник юрфирмы Avelan. «Это все можно и нужно делать кредиторам, чтобы зафиксировать свои требования. Срок исковой давности в этом случае не приостанавливается, поскольку кредиторы здесь никак и ничем не ограничены», – объясняет эксперт. Это значит, что дело по взысканию долга будет рассматриваться судом в обычном порядке.
Сроки и зачеты
Первый вопрос, который появляется у кредиторов после вступления в силу постановления, что будет со сроками оспаривания сделок. Приостановятся ли они, будут действовать специальные правила или ничего не изменится? Фактически мораторий на банкротство приостанавливает сроки оспаривания сделок, объясняет Евгений Митин, начальник управления судебной практики Howard Russia.
Но здесь могут возникнуть трудности. П. 4 ст. 9.1 закона о банкротстве говорит, что сроки оспаривания сделки будут исчисляться со дня введения моратория, если дело возбудили в течение трех месяцев после прекращения действия моратория. В остальных случаях сроки начинают течь с даты возбуждения дела о несостоятельности. Возникает риск, что должник может совершить сделку, а до окончания действия моратория подать заявление о собственном банкротстве. Тогда кредитор может потерять право оспорить сделку, ведь срок для этого пройдет.
Суды будут индивидуально подходить к рассмотрению каждого дела, полагает партнер юрфирмы Юридическое партнерство «Курсив» Юлия Макаренко: «Общий срок, который установлен в законе, будут применять с учетом действий должника. В «коронавирусном» обзоре ВС от 21 апреля 2020 года нет выражения «прекращение моратория», но я думаю, что иное толкование приведёт к явному нарушению прав кредитора и позволит должнику злоупотреблять своими правами». Практика
В качестве примера эксперт приводит дело № А32-9992/2014, когда должник затягивал судебное разбирательство с ФНС, чтобы сдвинуть сроки привлечения к субсидиарной ответственности. В итоге Верховный суд решил, что должник злоупотребил своими правами и встал на сторону налоговой службы. По мнению ВС, в таких условиях нельзя ссылаться на двухлетний срок привлечения к ответственности.
«Если должник злоупотребил правом и в период моратория заключил сделку с предпочтением, а потом формально попытался преодолеть сроки самобанкротством, то суды по аналогии должны встать на защиту кредиторов», – резюмирует Макаренко.
Также отдельного внимания требует зачет требований должника. Как уже было сказано, он запрещен, если он приводит к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов. Но даже если взаимозачет с «мораторными должниками» разрешен, Макаренко рекомендует от него воздержаться, так как такие сделки могут быть потом оспорены в процедуре банкротства. Основание – оказание предпочтения лицу, заведомо противоправная цель сделки.
Надежда Макарова, руководитель юридического департамента НЮС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС, добавляет, что оспорить какое-либо действие должника будет немного сложнее: «Ранее действовала презумпция ничтожности ряда сделок, которые заключались «мораторными должниками». Презумпция отменена, причем с обратной силой, то есть совершенные сделки не являются ничтожными».
Следить за контрагентами еще тщательнее
Важно тщательно анализировать риски при заключении/оспаривании договора с лицами, на которые распространяется мораторий. Большую роль имеют и переговоры. «Нужно больше внимания уделять переговорам с добросовестным должником, который желает сохранить свой бизнес», – дает совет Сергей Кислов, партнер коллегии адвокатов Ковалев, Тугуши и партнеры. Юрист полагает, что у должников есть масса времени, чтобы вывести имущество. Важно выявить добросовестных и недобросовестных контрагентов.
Эксперты рекомендуют отслеживать деятельность должника. Подавать иски о взыскании долгов, просить суд принять обеспечительные меры, чтобы ограничить возможность распоряжаться имуществом. Макаренко предлагает подавать иски об оспаривании сделок с злоупотреблением по общим основаниям (ст. 10, 168 ГК).
«Если у должника есть недвижимость, то стоит регулярно отслеживать по ЕГРН, не сменился ли собственник такой недвижимости. Если сделки должника вызывают подозрение, то кредитор может прибегнуть к внеконкурсному оспариванию таких сделок. Нарушение прав кредитора такой сделкой доказывается тем, что цель такого договора – это отнюдь не оплата в будущем долгов», – поясняет Макаренко.
Также взыскателям важно не забывать о действиях после снятия моратория. Эксперты советуют проанализировать деятельность должника на предмет совершенных сделок, чтобы оспорить их либо привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.