Евросоюз начнет распадаться в течение двух лет, Балтия в XXI веке будет интегрирована в единое евразийское пространство, считает бизнесмен, экс-депутат Рижской городской думы Юрий Журавлев
Sputnik, Андрей Татарчук. Закат эпохи либеральной глобализации и разворот к реальной экономике мировых лидеров России, Китая и США, дезинтеграция и хаос в Европейском союзе в краткосрочной перспективе. Наконец, неизбежность банкротства Латвии и последующий за этим уход «выпотрошенных и выброшенных» прибалтийских республик в сферу экономического влияния большого восточного соседа – такие прогнозы дал в интервью Sputnik известный латвийский предприниматель Юрий Журавлев.
Непросто брать на себя роль эксперта, когда с этим осторожничают даже МВФ и аналитики глобальных структур вроде S&P и Moody’s. Тем не менее, мнение латвийского бизнесмена – это невысказанное многими политиками сожаление об уходящей эпохе, в которой законы открытого рынка значили больше, чем защита национальных интересов.
Фон дер Ляйен в роли Горбачева
Мнение нашего собеседника: распад Евросоюза неизбежен, процесс необратим и во многом повторяет судьбу Советского Союза времен перестройки.
«Сценарии дезинтеграции надгосударственных объединений, как ЕС и СССР очень похожи – пожалуй, Советский Союз в начале перестройки даже находился в лучшем состоянии. Британцы это поняли и успели с Brexit покинуть тонущий корабль. Сейчас заканчивается цикл евро-центристского развития мира, начатый в середине прошлого века реформами Маршалла в послевоенной Европе, созданием блока НАТО, институтов европейского лоббизма США и прочих структур, утрачивающих актуальность в этом новом веке. Мировая пандемия COVID-19 – это удобный повод освоить и перераспределить триллионы евро и долларов за счет скупки ценных бумаг и захвата предприятий в сегментах реальной экономики. Но вирус — это ширма заговора глобальных финансовых структур и политиков, самая большая в истории афера по переделу мировых активов», — уверен Журавлев.
Основатель и владелец компании «Марика», экс-депутат Рижской городской думы и политик Юрий Журавлев уже много лет живет на своей небольшой вилле в Торревьехе – «русской столице Испании» на побережье Коста-Браво в провинции Аликанте. Он едва ли не один из последних латвийских граждан, вернувшихся домой спустя два месяца после закрытия границ. Журавлев сам себе организовал репатриационный рейс в Ригу – по европейским автотрассам, в кабине рефрижератора, набитого фруктами для поставок в сети балтийских розничных магазинов.
Посольство Латвии в Испании, по его словам, очень дружелюбно сделало ему разрешение на выезд через границу. То же самое легко получить во Франции. В Люксембурге он встретил полицию, а на границе с Германией впервые проверили паспорта. Он доехал до Дюссельдорофа к дочери и затем сел на паром в Киле, идущий в Латвию. Здесь, по его словам, спокойнее, чем на побережье Коста-Браво.
«Юго-запад Средиземноморья – самый запуганный мнимой угрозой коронавируса регион, — считает наш собеседник. – Все шоссе на въезде в Торревьеху перекрыты, в аптеку ты можешь зайти только в маске. В Испании будто взорвали нейтронную бомбу, такое там запугивание – только фуры на дорогах и полиция. Русских в Торревьехе — 20% из 150 тысяч жителей, хотя кто-то улетел домой. И русские менее подвержены коронакризисной паранойе.
Что такое этот вирус? Он в худших случаях ведет к гриппу, который угрожает пневмонией и загустением крови, ведущим к тромбоэмболии легких и кислородному голоданию. В большинстве случаев заболевания не нужно аппаратов ИВЛ и мер реанимации, достаточно аспирина для разжижения крови и ингаляций с уксусом, эфирными маслами и спиртом.
Логичен вопрос: кто бенефициары коронакризиса? Финансисты, связанные с Демократической партией США, МВФ, банковские группы и корпорации, структуры того же Джорджа Сороса обрушили британский фунт в 90-е и разорили миллионы англичан, ту же истерию мы наблюдаем в ЕС и Латвии. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сейчас находится в роли советского президента Михаила Горбачева – и хочется перестройки, и колется из-за потери достижений и приобретений недавнего прошлого единого Европейского союза, некогда альянса подлинной демократии и равенства по формуле Роберта Шумана. Что случится в случае возможной резкой девальвации еврозоны и Европы, в стабильность которой Еврокомиссия теперь планирует вкачать больше половины триллиона евро?»
По мнению предпринимателя, в конечном итоге получателями выгоды от кризиса, завернутого в «фантик» коронавирусного гриппа, словно конфета для мирового населения, являются три конкурирующие при сохранении партнерства государства – Россия, Китай и США.
Деменция НАТО, закат Европы, рассвет Евразии?
Этот кризис выбросит все старое, ненужное и неэффективное, считает Журавлев. В случае Китая пандемия – инструмент для подавления любых попыток «цветных революций», инспирированных тем же глобальными либеральными консорциумами. Как разогнать толпу «черных футболок», занимающую всю центральную улицу? Введением чрезвычайной эпидемиологической ситуации. Вся оппозиция, иностранные агенты, гибридные ресурсы – под жестким карантином, транзакции отслеживаются, за порядком следят дружинники, народная вооруженная милиция и армия.
По оценке Журавлева, макроэкономика Китая потеряла сравнительно небольшие деньги от спада мировой экономики, падения спроса и торговых войн, остановки своих производств, фрахта контейнерных судов и т. п., при этом КНР намного больше выиграла стратегически, в том числе скупая хорошие в перспективе активы от Африки и Азии до единой Европы. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен запустила печатный станок для эмиссии евро и даже возразила канцлеру Германии Ангеле Меркель, указав, что китайцы скупят ценные бумаги Европы, если это срочно не сделает европейский капитал.
В случае России, по словам нашего собеседника, наблюдается китайский софт-вариант. Россия ослабляет долларовую привязку, контролируя ситуацию с распространением коронавируса лучше, чем ЕС и США, и поддерживая социально уязвимые группы граждан.
В США также похожая ситуация за одним исключением: президент Дональд Трамп продолжает усиливать внутреннюю политику, в том числе социальную.
Второстепенные проекты, к которым Журавлев относит Североатлантический альянс, по его мнению, нежизнеспособны.
«Как показал этот кризис, НАТО – это только пустая самореклама. Организация не способна обороняться от вируса гриппа, а военная техника прошлого века, которую Латвия купила в рамках этого проекта, эффективна была в ХХ веке, не сейчас. Трампу не нравятся, что расходы Америки на этот альянс составляют почти 50% бюджета НАТО – так каждый год. Почти никто в Европе не хочет платить за этот бизнес, членами блока не являются ни Австрия, ни пограничная с Россией Финляндия. Да, мы, «богатые балты», Латвия – один из самых лояльных членов, которые платят за НАТО уже более 2% ВВП. А Германии не до этого.
Я уверен, такие и очень многие искусственные проекты и доктрины, связанные с концепцией холодной войны прошлого века и проектами экспансии глобальных корпораций и банков, доживают последние годы. Я в этом убежден, что бы ни говорили дорогостоящие пропагандисты.
Альянс стран НАТО сегодня – на уровне деменции. Американские налогоплательщики не понимают, почему они платят каждый год за этот оружейный бизнес почти столько же денег, сколько Европейский союз напечатал на борьбу с пандемией? «Коронакризис» – время, когда убыточные проекты будут закрыты, на первое место встают секторы реальной экономики – как аграрная промышленность», — полагает латвийский бизнесмен.
Что Латвия может приватизировать и продать?
Однако кризисная концепция расширения поля глобализма и либерального политического популизма, по словам Журавлева, еще не исчерпала свои возможности. Во-первых, в Латвии в случае ЧС стали доступны и зарезервированы в общей сложности 4,1 миллиарда евро – эти деньги, по его словам, будут освоены в течение года. Во-вторых, даже после масштабной деиндустриализации в стране есть ресурсы, которые, возможно, даже лучше былых флагманов советской промышленности, как РАФ и ВЭФ и десятки других.
«Ценнейшие активы все еще находятся в управлении государства и самоуправлений: например, половина лесов в нашей стране принадлежит ГАО «Латвияся валстс межи», возможна приватизация хорошей части «Латвэнерго», включая каскад из трех ГЭС на Даугаве. Рига – это отдельное золотое дно. Думаю, в скором времени такие муниципальные компании, как «Ригас наму парвалдниекс», «Ригас уденс», «Ригас межи», будут выставлены на приватизацию. Государство отняло у самоуправления порты Вентспилса, Риги и Лиепаи, что мешает теперь продать их и передать частному капиталу Латвийскую железную дорогу? Ничего не мешает.
Компания airBaltic получает от 250 миллионов евро господдержки – но это менее рентабельный актив, учитывая, что авиаперевозки и туризм никогда не будут такими успешными, как до этого кризиса с коронавирусом. Сможет ли удержаться авиакомпания после кризиса, я даже боюсь говорить. О туризме можно забыть: Испания, обслужив в 2019 году 90 миллионов иностранных туристов, принесших 45 миллиардов евро, сейчас заявила, что до конца текущего года будут принимать туристов, вакцинированных от коронавируса – а вакцину создать невозможно, штаммы вируса мутируют.
Очевидно, что правительство Кришьяниса Кариньша под видом оптимизации расходов после кризиса, в том числе для погашения госдолга, отдаст на приватизацию свои самые прибыльные отраслевые активы», — прогнозирует Журавлев, ранее консультировавший одно из латвийских правительств по вопросам приватизации.
На фоне безнадежного пессимизма его прогнозов, есть и позитив. Приватизация и ослабление роли государства в национальной экономике (исключая фискальную политику, налоговая автономия суть очень важный символ суверенитета любой страны) создадут новые возможности развития бизнеса в эффективных отраслях. В первую очередь это сельское хозяйство, считает Журавлев, который дает совет: выкупить у иностранных собственников, как шведские пенсионные фонды, пашни, сеять и собирать в житницы.
О, дивный новый мир
Латвия способна быть лидером в Европе по урожайности, вся территория страны – это отличные сельскохозяйственные угодья. Пшеница, рожь, овес – с экспортными поставками в Китай и арабские страны.
Местным правящим политикам надо привыкать к мысли, что европейские дотации не вечны и что 400 тысяч государственных служащих содержать на том уровне, к которому привыкли за «жирные» годы, будет невозможно уже никогда, считает Журавлев.
По его убеждению, Евросоюз начнет распадаться в течение двух лет. Первым в процессе дезинтеграции станет кризисный европейский юг – Испания, Италия, Греция и Португалия. С Вышеградскими странами сложнее, но Чехия, Польша, Венгрия и Словакия также накопили сильные тренды дезинтеграции. В Вышеградском клубе сильный национальный протекционизм, чего нет в Прибалтике, усиливаются антилиберальные тенденции. «Что будет с Германией, когда Европа распадется как карточный домик, сегодня канцлер Ангела Меркель не признается даже самой себе», — заявил Журавлев.
Латвия, по его мнению, чрезмерно ослабленная за последние 30 лет рыночной демократии страна, чтобы она могла позволить себе независимую экономическую стратегию развития. Журавлев полагает, что Балтия в XXI веке будет интегрирована в единое евразийское пространство, в котором сегодня находятся Россия и страны – участники Евразийского экономического союза, а также в качестве стратегических партнеров некоторые страны ШОС, включая КНР. В перспективе, считает Журавлев, будет создан политическо-экономический альянс стран Евразии — от Лиссабона до Хайнаня и Сингапура, в который войдут как нынешние страны ЕС и OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), так и мусульманские страны Центральной Азии и Ближнего Востока, разумеется, при отсутствии рисков религиозного экстремизма.
Вопрос — что экономически сможет единой Евразии предложить регион Балтии – хотя это, впрочем, слишком отдаленная пока перспектива.