Почему мы угробили своё самолетостроение и вынуждены платить гигантский «лизинг» за чужое
По мнению экспертов «МК», из-за пандемии коронавируса большинство отечественных авиакомпаний окончательно разорятся и навсегда останутся на земле. А мы пересядем на гужевые повозки, ударим, так сказать, по бездорожью и разгильдяйству.
Собственно, самолеты должны находиться в воздухе 80-90 % своего периода эксплуатации. В открытом доступе можно найти график полета среднемагистрального авиалайнера за сутки. 6 полетов! Дальнемагистральный (допустим, Москва-Ханой-Москва) 2 перелета! Меняются экипажи и бортпроводники, а борт остается прежним. Заправился, загрузился – и в воздух.
Самолет зарабатывает деньги и прибыль только тогда, когда он в полете. Но вот с этим у российской гражданской авиации (и не только у российской) большие проблемы. Из-за пандемии коронавируса практически все авиалайнеры почти два месяца «загорают» на земле.
Авиакомпании несут огромные убытки. Нужно вкладываться в техническое обслуживание самолетов и наземных средств обеспечения полетов. Есть ли такая возможность при дефиците средств?
Учитывая столь серьезный кризис в авиаотрасли, в апреле Владимир Путин пообещал выделить авиакомпаниям на поддержку 23 млрд. рублей. По словам экспертов, необходимо 150, почти в пять раз больше! Ведь кроме текущих расходов на профилактические работы, авиакомпании в валюте платят за лизинг «Боингов» и «Аэробусов». Запчасти – тоже за валюту.
Сколько нужно иметь валюты, чтобы держать отрасль «на крыле»?!
Аэропорты, куда сегодня «сел» практически весь авиапарк страны, живут за счет средств авиакомпаний. Значит, у наземных служб тоже нет денег на поддержание своей инфраструктуры…
Невольно напрашивается вопрос: когда карантинные меры будут сняты и небо откроют для полетов во все концы света, будут ли наши авиаперевозчики готовы обеспечить безопасность полетов?
— Если самолет не летает, это не значит, что его просто бросили, о нем забыли. Ничего подобного,- считает авиаэксперт Сергей Мельниченко.- Существуют определенные правила, по которым проводят консервацию лайнеров, находящихся на длительной стоянке. Это вам не «Жигули», которые на зиму оставили под снегом, а весной не могут завести двигатель. Все работы выполняются по строгой инструкции.
С этим мнением соглашается опытный пилот в отставке Сергей Кнышов. Акценты он предлагает поставить по-другому. Не об обеспечении технического состояния авиапарка сейчас нужно задумываться. Здесь все проблемы оперативные и решаемы, самолеты без ущерба летным качествам могут находиться на земле достаточно долго.
— Огромная проблема в другом,- говорит он.- В авиакомпаниях у нас сплошь и рядом в лизинге иностранные самолеты – «Боинги» и «Аэробусы». Лизингодателю они платят огромные, просто непреподъемные деньги. По моим самым скромным подсчетам «Победа» в месяц должна перечислять за аренду бортов около 12 млн. долларов. Такие платежи разорят наших авиаперевозчиков. Те, которые связаны с туриндустрией, обанкротятся. В России их 7 или 8. У государства из-за падения цен на нефть средств тоже особых нет, выборочно оно поддержит самые основные, штук 10. Остальные просто исчезнут.
— На чем же мы будем летать? Как-то привыкли уже: сегодня здесь, а завтра там…
— На этот вопрос ответ можете найти в «МК» 10-летней давности. Тогда в интервью я говорил, что нам необходимо восстанавливать свою авиационную промышленность, отказаться от закупок и оформления в лизинг иностранных самолетов.
Мы ушли от отечественных ТУ и ИЛ, потому что за один полет они «сжирали» на полтонны керосина больше иностранных лайнеров. Мы, нефтедобывающая страна! Нам что, нефти не хватит? Подсчитайте, что выгоднее для нас: миллионы рабочих мест в авиационной промышленности, налоги от них в бюджет или эти полтонны керосина?! Зато были бы со своим авиапарком и никакое банкротство сегодня нам бы не грозило.
Может, после такой коронавирусной встряски наше правительство бросит клич про авиационное «импортозамещение»? В сельском хозяйстве вроде бы неплохо получилось. А то ведь тоже все на окорочка Буша надеялись…