Процедуры банкротства: динамика, результаты, влияние пандемии

Процедуры банкротства: динамика, результаты, влияние пандемии

В последние годы мы наблюдали стабильную динамику количества корпоративных банкротств и быстрое увеличение числа дел в отношении граждан. Пандемия и ее последствия, очевидно, подхлестнут рост в обоих сегментах

При этом эффективность процедуры во многом зависит от характеристик выданного кредита. В этой связи потенциальное ухудшение качества кредитов и залогов вследствие пандемии может способствовать снижению эффективности процедур.

РОСТ ЧИСЛА БАНКРОТСТВ УСКОРИТСЯ

Количество новых корпоративных банкротств в экономике на протяжении нескольких последних лет было более или менее стабильным и составляло около 3 тыс. в квартал. В свою очередь, число банкротств граждан с момента появления процедуры в октябре 2015 года росло быстрыми темпами (68% в первом квартале 2020 года относительно такого же периода 2019 года) и составило 22 тыс. за квартал (рис. 1).

Банкротство набирало популярность у населения в основном в силу распространения информации о такой возможности легального освобождения от долгов. Кроме того, суды и арбитражные управляющие отлаживали технологии и отрабатывали практику.

Рисунок 1. Количество новых решений судов о признании компаний банкротами

Источник: сообщения арбитражных управляющих в «Федресурсе» (fedresurs.ru)

Сейчас ситуация меняется. В нерабочие дни апреля (что, возможно, продлится в мае) копятся дела в отношении должников, которые были финансово несостоятельными еще до кризиса. По предварительным расчетам, в апреле суды из-за ограничений в работе приняли лишь 1 тыс. из 7 тыс. возможных решений о банкротстве граждан, а в отношении компаний и вовсе — всего лишь около 60 из обычных 1000–1100 решений. Если нерабочим будет и май, то часть отложенных банкротств проявится уже во второй половине года, поскольку за июнь суды вряд ли смогут всю эту массу «переварить».

Если смотреть шире, то расчеты Объединенного кредитного бюро показывают, что еще на начало апреля число потенциальных граждан-банкротов с долгом от 500 тыс. рублей и «просрочкой» от 90 дней составляло 1,16 млн человек. При этом количество фактических граждан-банкротов за весь период достигло лишь 186 тыс., или 16% этого числа. Так что потенциал роста даже в части докризисных должников огромен.

Что касается новых компаний — жертв кризиса, то их банкротства произойдут не ранее чем через год-полтора. Кредиторам надо время, чтобы «просудить» невыплаченный долг. Кроме того, сроки и масштабы моратория на подачу кредиторами заявления на банкротство в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей пока не определены.

Общее число компаний, на которые распространяется мораторий, на середину апреля превышает 1,3 млн организаций и индивидуальных предпринимателей из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса COVID-19. Также мораторий действует в отношении более 1,6 тыс. компаний, включенных в перечни системообразующих, стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Список «мораторных» компаний, очевидно, будет расширен. В частности, президент РФ Владимир Путин уже поручил правительству РФ до 20 мая проработать вопрос о включении строительной сферы в перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. Надо отметить, что строительство все последние годы занимало второе место среди отраслей по числу банкротств, в 2019-м на эту сферу пришлось 20% (2482 из 12 401) решений судов о несостоятельности компаний.

Напомню, в конце марта 2020 года принят закон, разрешающий правительству РФ вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Категории лиц, на которые он распространяется, определяет правительство.

Кому-то мораторий и кредитные каникулы помогут пережить кризис, но далеко не всем. 41% предпринимателей и самозанятых уже полностью остановили свой бизнес или работу за последние три-четыре недели, еще 33% потеряли в доходах, следует из результатов опроса, проведенного компанией «инФОМ» по заказу ЦБ РФ.

Растет и безработица. Если на начало года фактически безработных в России было 3,5 млн человек, то на середину апреля ФНПР их число оценивает уже в 4 млн человек, а по прогнозу главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, нас ждет объем безработицы 8 млн человек.

Для защиты самых обездоленных должников законодатели прорабатывают механизм внесудебного банкротства, который обойдется гражданам не более чем в 3 тыс. рублей. Для сравнения: текущая процедура, по оценкам, обходится должнику примерно в 50–100 тыс. рублей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕДУР ВЫШЕ ДЛЯ ЗАЛОГОВЫХ КРЕДИТОРОВ

Пандемия и связанный с ней кризис в экономике скажутся не только на количественных, но и на качественных показателях процедур банкротства. Сейчас кредиторы получают в среднем 3-4 копейки на рубль (рис. 2, 3). Залоговым кредиторам достается гораздо больше — в среднем 15–20% включенного в реестры кредиторов долга.

Рисунок 2. Результаты процедур банкротства компаний по итогам первого квартала 2020 года

Источник: отчеты арбитражных управляющих в «Федресурсе» (fedresurs.ru) о завершении процедур конкурсного производства в отношении юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ)

Рисунок 3. Результаты процедур банкротства граждан по итогам первого квартала 2020 года

Источник: отчеты арбитражных управляющих в «Федресурсе» (fedresurs.ru) о завершении процедур реализации имущества в отношении физлиц и ИП

Лишь в 16% процедур банкротства компаний и 21% процедур банкротства граждан залоговые кредиторы не получили ни копейки по отношению к делам, в которых были включены их требования. Доля таких безуспешных дел для всех кредиторов в несколько раз выше и достигает соответственно 63 и 67%.

Большая защищенность залоговых кредиторов установлена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Из средств, вырученных от реализации предмета залога, 70% направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. В случае если залогом имущества должника обеспечиваются требования конкурсного кредитора по кредитному договору, 80% выручки от продажи направляется на погашение требований такого кредитора.


По предварительным расчетам, в апреле суды из-за ограничений в работе приняли лишь 1 тыс. из 7 тыс. возможных решений о банкротстве граждан, а в отношении компаний и вовсе — всего лишь около 60 из обычных 1000–1100 решений


Впрочем, как видно из рис. 2 и 3, и залоговые кредиторы оказываются в процедурах, в которых у должника нет имущества, пригодного для погашения долга (без учета единственного жилья и т.п.), по данным об инвентаризации — в 50% дел о банкротстве граждан и в 16% — в отношении компаний. Это говорит о том, что качество залога еще в момент выдачи кредита частенько оставляет желать лучшего.

Вместе с тем проверить имущество, предлагаемое должником в качестве обременения, можно в публичных реестрах. В июле Федеральная нотариальная палата (ФНП), оператор Реестра уведомлений о залогах движимого имущества и «Федресурс» создали интерфейсы для сквозного поиска информации об обременениях на имущество. Покупатели и кредиторы теперь могут на одной площадке проверить имущество на наличие обременений — в виде залога, лизинга, договора купли-продажи с сохранением права собственности за продавцом. Это можно сделать как в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества на сайте ФНП, так и на сайте «Федресурса».

Повысить степень возврата средств можно, занимая активную позицию в деле о банкротстве: путем оспаривания сделок должника и привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Оба процесса в последние годы набирают обороты. Залоговые кредиторы, судя по статистике, в «первых рядах» (рис. 4). В первом квартале 2020 года они подавали заявления о признании сделок должника недействительными в 40% дел (все кредиторы — в 29%) и о субсидиарной ответственности — в 38% дел (все — в 35%).

Рисунок 4. Доля дел, в которых подавались заявления об оспаривании сделок и субсидиарной ответственности

Источник: отчеты арбитражных управляющих в «Федресурсе» (fedresurs.ru) о завершении процедур конкурсного производства в отношении юридических лиц и КФХ

В перспективе вследствие кризиса качество кредитного портфеля банков ухудшится. О том, что это произойдет уже осенью, 23 апреля заявил первый зампредседателя правительства Андрей Белоусов. По его словам, сегодня общий кредитный портфель кредитов юрлицам составляет 42 трлн рублей, из него больше трети, почти 16 трлн рублей, приходится на прямо пострадавшие сектора.

Ухудшение качества кредитов, в свою очередь, приведет к снижению эффективности процедур банкротства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version