Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в апреле сообщил, что «через поправки в законодательство мы облегчим процедуру банкротства физических лиц». «Она станет бесплатной, для этого нужно будет самостоятельно либо через МФЦ разместить информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, что позволит людям с размером долга от 50 тысяч рублей до 700 тысяч рублей освободиться от долговых обязательств», — сообщил он. Мы попросили экспертов высказать свое видение перспектив института российского банкротства.
Введенный постановлением правительства РФ №428 от 3 апреля 2020 года мораторий на возбуждение дел о банкротстве может негативно сказаться на нагрузке арбитражных судов после завершения пика эпидемии коронавируса, считает юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Василий Бабушкин. При этом в настоящее время у большинства специалистов отсутствует понимание того, как экономика и институт банкротства, неразрывно связанные друг с другом, будут восстанавливаться после кризиса.
Согласно отчету о работе арбитражных судов субъектов РФ по рассмотрению дел о банкротстве за 2019 год, опубликованном на сайте Судебного департамента при Верховном суде РФ, всего в прошлом году было рассмотрено 85 495 дел о банкротстве, из которых 31 677 – дела о банкротстве юридических лиц, 3 113 – дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей, 50 705 – дела о банкротстве граждан. Для сравнения – в 2018 году арбитражными судами было рассмотрено 59 542 дела о банкротстве, а в 2017 – 46 642 дела. Растет и число граждан, признанных банкротами: за 2017 год арбитражными судами было вынесено 27 489 соответствующих решений, за 2018 год – 41 805, за 2019 год – 66 020. При этом выбранные периоды по тяжести экономических последствий кардинально отличаются от ситуации, с которой столкнулась мировая экономика в настоящее время.
Достаточно сложно предсказать, какой именно эффект будет иметь введенный правительством РФ мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. С одной стороны, учитывая фискальные послабления для малого и среднего бизнеса, указанные меры направлены на защиту предпринимателей в сложной экономической ситуации. При этом законодателем отменяется обязанность и вводится право должника подать заявление о собственном банкротстве в период моратория. Одним словом, организации, которые находятся в затруднительном положении, получили некоторую защиту от государства, считает Бабушкин.
С другой стороны, установление моратория на подачу заявления о признании должника банкротом по заявлениям кредиторов может, в свою очередь, негативно сказаться на самих кредиторах. Если несколько должников не исполняют свои обязательства перед предпринимателем и в отношении таких должников невозможно возбудить дело о банкротстве, то именно на кредиторе скажутся негативные последствия такого неисполнения – предприниматель понесет убытки из-за того, что контрагенты не исполняют свои обязательства, доходы не поступают. Снижение спроса и покупательной способности препятствует реализации товаров и услуг, поэтому прибыль и экономические показатели бизнеса снижаются. В обычной хозяйственной деятельности для кредитора подача заявления о банкротстве должника может оказаться единственным достаточно действенным инструментом влияния на должника – механизмом, который заставит его исполнить обязательства под угрозой возбуждения дела о банкротстве. В сложившейся ситуации, по мнению эксперта, этот механизм работать не будет. Следовательно, кредиторы останутся практически беззащитными и будут вынуждены переносить негативные последствия неисполнения контрагентами своих обязательств самостоятельно.
В условиях кризиса банки предоставляют кредиты на финансирование текущей деятельности организации – например, на выплату зарплаты сотрудникам. Практика показала, что сейчас банки идут навстречу заемщикам в вопросах пересмотра условий кредитных договоров, графика погашения задолженности и т.д. Тем не менее, экстраординарность сложившейся ситуации заставляет предположить, что восстановление платежеспособности многих организаций в таких условиях практически невозможно. Поэтому получение кредита в состоянии осложнить и без того непростую процедуру банкротства в будущем.
Введенный мораторий на подачу заявлений о банкротстве предназначен для использования лишь «здесь и сейчас». Это временная мера, направленная на минимизацию негативных последствий от сложившейся ситуации. В настоящее время невозможно определить, какие меры и инструменты для восстановления экономики и платежеспособности юридических лиц и населения будут эффективны, можно сказать лишь, что увеличение числа банкротств организаций к концу 2020 – началу 2021 года будет практически неизбежным, считает Бабушкин.
Нестабильность гражданского оборота, ухудшение экономических показателей компаний очевидным образом отразится на их сотрудниках – рядовых гражданах. Сейчас, в связи с кризисом возросло число уволенных сотрудников, работников, переведенных в неоплачиваемый отпуск и т.д. Реальные доходы населения падают, сбережения физических лиц не безграничны, погашение задолженностей, в особенности по кредитам, становится все более и более сложным.
По данным «Федресурса» лишь за первый квартал (январь — март) 2020 года 22 356 физических лиц были признаны банкротами. Это на 68 процентов больше, чем за аналогичный прошлогодний период и в целом составляет одну треть от общего числа решений о признании граждан банкротами в прошлом году. Такая тенденция, особенно на фоне пандемии коронавируса, позволяет сделать печальный вывод о том, что число поданных заявлений о банкротстве граждан также существенно увеличится с начала 2021 года.
Этот рост, по мнению эксперта, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, сейчас граждане имеют право на получение кредитных каникул, которые могут длиться до шести месяцев. Тем не менее, граждане не освобождаются от погашения задолженности в принципе. Во-вторых, в настоящий момент в связи с режимом самоизоляции и запретами на проведение публичных мероприятий и посещение мест большого скопления людей снижаются расходы населения. По отдельным направлениям расходы снижаются практически до нуля. Это позволяет сделать вывод о том, что граждане стремятся самостоятельно перераспределять свои средства и отсрочить состояние неплатежеспособности.
Статистика «Федресурса» и Судебного департамента ВС РФ показывает, что каждый год число банкротств физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стабильно растет. Учитывая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что основную нагрузку на арбитражные суды следует ожидать в начале 2021 года, когда, в соответствии с прогнозами, начнется возвращение к нормальным условиям гражданского оборота. Увеличение нагрузки на суды неизбежно, но темп ее роста, возможно. снизится, если будет принят законопроект о внесудебном банкротстве физических лиц.
Проверка на прочность
Коронавирусная инфекция и связанный с ней экономический кризис больно ударили по кошельку как простых граждан, так и предпринимателей, заметил юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Дмитрий Чикатунов. Две эти категории не только неразрывно связаны между собой, но и оказывают сильнейшее взаимное влияние.
В условиях пандемии коронавируса многие граждане лишились работы, как следствие, упал уровень покупательной способности населения. За ним резко пошел вниз спрос на товары и услуги и количество рабочих мест продолжило сокращаться. Этот замкнутый круг приводит нас к выводу о нарастающем влиянии кризиса и потенциальном росте числа банкротств. К этому добавляется такой неблагоприятный для нашей страны фактор, как падение цен на нефть и последовавший скачок курса валют, что, скорее всего, негативно отразится на большинстве отраслей экономики.
От сложившейся кризисной ситуации больше всего пострадают граждане (отношение кредитных обязательства к годовой зарплате в среднем составляет 47,1%) и малый бизнес, который пытается выживать в современных реалиях. По данным Торгово-промышленной палаты, около 30% предприятий малого бизнеса отмечают, что при продолжении падения спроса они смогут продержаться на рынке еще только один квартал. Около 3 миллионов предпринимателей могут прекратить работу из-за сложностей в экономике, а потерять работу могут 8,6 миллиона человек. При реализации данного сценария – все они потенциальные кандидаты на банкротство, считает Чикатунов.
Действительно – авиаперевозки, фитнес-индустрия, гостиничная, ресторанная и иные сферы бизнеса повсеместно закрываются и терпят убытки, и главная проблема состоит в том, что после завершения пандемии, в условиях повышенного уровня безработицы, сокращения зарплат и режима экономии, граждане просто не смогут направить свои сильно оскудевшие денежные потоки в эти пострадавшие области. В связи с этим окажется невозможным не только компенсировать убытки, причиненные коронавирусом, но и вернуться к тому уровню спроса, который был до эпидемии.
В ответ на эти неблагоприятные условия государство принимает различные меры поддержки. Одна из них – введение кредитных каникул для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но это всего лишь временный инструмент, не решающий проблему, а откладывающий ее на определенный срок. В ситуации, когда человек не может найти работу, а предприниматель получить доход и продолжить выплачивать долги – отсрочка проблемы на несколько месяцев не является выходом из сложившегося положения.
Уже сейчас Центры занятости населения переполнены обращениями граждан о признании себя безработными. После того как выплаты увеличенных пособий по безработице будут прекращены, многие граждане задумаются о возможности освобождения от кредитных обязательств, так как окажутся не в силах далее погашать кредиты. По мнению эксперта, этому может поспособствовать также и введение внесудебного банкротства.
Государство пытается оказать поддержку бизнесу также при помощи моратория на банкротство. Он предоставляется стратегическим предприятиям и обществам, системообразующим организациям, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, если их основной вид деятельности указан в списке наиболее пострадавших отраслей. Собственно, правительство уже обозначило перечень наиболее уязвимых сфер для будущих банкротств, опубликовав список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В этот перечень вошли авиаперевозки, гостиничная деятельность, фитнес-индустрия, туристический бизнес и многое другое. По подсчетам специалистов, минимальные потери экономики России за пять нерабочих недель составят не менее 5 триллионов рублей.
Не стоит забывать и про кредиторов должников, в отношении которых был введен мораторий на банкротство. Эти кредиторы лишаются права подачи заявлений о банкротстве к организациям, предприятиям и обществам, указанным в перечне, и сами попадают под удар. Ведь не имея возможности инициировать процедуру банкротства, они, возможно, упускают свой последний шанс на получение денег и вполне могут оказаться участниками дела о банкротстве, правда, уже в качестве должников.
В целом, все предпринятые на данный момент меры смогут отсрочить банкротство граждан и юридических лиц на несколько месяцев, но сдержать эту объективно нарастающую волну они не в состоянии, считает эксперт. В случае отсутствия серьезной государственной поддержки бизнеса и граждан (на момент написания статьи обсуждалось введение второго пакета антикризисных мер) мы столкнемся с массовым банкротством как одних, так и других.