Реакция рынка юруслуг на вспышку коронавируса и последовавшие за ней карантинные меры оказалась слишком разной и непропорциональной: одни компании испытали прилив клиентов для решения проблем, в том числе связанных с пандемией, а другим пришлось сильно урезать корпоративные бюджеты. Тем не менее, несмотря на такую противоречивую реакцию, аналитики сходятся в одном: перспективы правовой отрасли далеки от оптимизма, а пережить эпидемию без перемен и сложностей не получится.
Внезапная пандемия и внезапный спрос
В середине марта, Financial Times опубликовала статью, в которой утверждала, что корпоративные юристы сейчас находятся на подъёме из-за коронавируса, поскольку компании ищут способы отказаться от контрактов или предотвратить распад сделок. Адвокаты заявляют, что они сталкиваются с увеличением числа звонков и запросов клиентов на 25 и более процентов из-за юридических проблем, связанных с пандемией. Компании призывают вносить форс-мажорные оговорки в контракты, которые позволяют им отказываться от выполнения заказов. Особенно активно за эту практику взялись китайские компании. Коронавирус
Крупные международные юридические фирмы, в том числе Skadden, Paul Weiss и Linklaters, заявили, что их адвокаты принимают звонки от клиентов с жалобами на нарушение поставок или по вопросам слияния и поглощения, которые оказались под угрозой. Компании также начали добавлять отдельные положения о «коронавирусе» в свою политику занятости, которая учитывает карантинный отпуск, оплату больничных и обязательства работодателей по защите своих работников.
Фирмы добавляют различные правила к обычной политике компаний в части болезни или отсутствия сотрудников на рабочем месте, а также решают такие вопросы, как оплата труда и отпуск в ситуациях, когда работники уходят на самоизоляцию. Увеличение спроса осложняется тем фактом, что некоторые юридические фирмы были вынуждены временно закрыть свои собственные офисы и работать из дома из-за карантинных мер.
«Форс-мажорные оговорки сильно различаются в зависимости от того, какое событие они покрывают», сказал Майлз Робинсон, юрист по спорам в Mayer Brown. «Это не тот случай, когда завод сгорел дотла. Возможно, Вам с трудом удаётся наладить работу сотрудников из-за карантина, но как доказать, что это мешает вам работать?» В других местах, компании пересматривают документы по слияниям и поглощениям. Чтобы покупатели не могли отказаться от сделок, они исключают вирус из оговорки о существенном неблагоприятном условии. В феврале цифровой брокер E-Trade подал в США документ, касающийся его связи с Morgan Stanley. Он предусматривал, что эпидемия, пандемия или вспышка болезни (включая вирус Covid-19) не будут рассматриваться как существенное неблагоприятное условие и препятствие для заключении сделки. По словам юриста Кин из фирмы Seddons, некоторые компании добавили пункт о пандемии в положение о форс-мажорных обстоятельствах и условия сделок о слиянии и поглощении после начала эпидемии, но средний бизнес «просто не подумал об этом».
Оптимизация в лицах
Тем не менее, несмотря на то, что услуги юристов понадобились для того, чтобы залатать дыры, возникшие из-за неблагоприятной экономической ситуации, ситуация на самом рынке юридических услуг мало чем отличается от общей картины. По всему миру тысячи юристов теряют работы, а компаниям приходится менять стратегию финансово-экономического развития, что зачастую бьёт по рядовым сотрудникам в первую очередь. Юрист
Так, юридическая фирма Allen & Overy призвала партнеров вносить собственные средства для поддержания жизни компании. Надо отметить, что до недавнего времени она не испытывала трудностей и до последнего не предпринимала никаких мер дополнительной финансовой защиты из-за проблем, вызванных пандемией коронавируса. Фирма входит в так называемый «Волшебный круг» лучших лондонских юридических предприятий. Она пытается привлечь дополнительные средства и постепенно сокращает распределение прибыли своих партнеров. Компания также приостановит ежегодный перерасчёт заработной платы рядовым сотрудникам, который намечался на первый квартал 2021 года.
В то же время, гонорары адвокатам и топ-менеджерам, которые должны были выплатить в июле, будут разделены на два платежа: половину выплатят, как и положено, летом, а оставшуюся часть — в октябре. Несмотря на то, что у компании нет задолженности, она, тем не менее, всё равно отложила набор новых сотрудников и отменила несколько мероприятий.
«Глобальный кризис из-за коронавируса — это беспрецедентная ситуация для нас и наших клиентов. У фирмы очень прочные финансовые позиции, но, учитывая непредсказуемый характер возникающих проблем и их долгосрочного влияния на наши рынки, целесообразно ввести некоторые разумные меры управления в рамках нашего текущего планирования», говорится в заявлении Allen & Overy.
«Allen & Overy сохраняет достаточное разнообразие в части практики и широкое предложение на международном уровне среди виднейших фирм, поэтому мы уверены в нашей устойчивости даже в случае ухудшения экономической ситуации», добавили представители компании.
В США о сокращении зарплат одной из последних заявила фирма Baker, Donelson, Bearman, Caldwell & Berkowitz. Руководство компании связало это с резким спадом общей деловой активности. Компания базируется в штате Теннесси и насчитывает 700 юристов. Для того, чтобы выстоять в кризис, фирме пришлось также сократить доходы акционеров, а в дальнейшем придётся урезать зарплаты всем сотрудникам компании. По словам представителей фирмы, такие меры в ближайшее время могут привести к увольнению ряда работников. Они также отметили, что временное сокращение заработной платы достигнет 20% по всем направлениям деятельности, а отток персонала затронет меньше 4% от общего числа сотрудников фирмы. При этом, тех кто не сможет работать из дома отправят в отпуск без содержания. Коронавирус
Winston & Strawn, компания, входящая в топ-50 американских юридических фирм, тоже недавно изменила условия денежных выплат. Руководство объявило, что доход партнёров компании сократится на 50%. При этом, по последним подсчётам, один партнёр приносит фирме прибыль в размере $2,1 млн. В то же время, перемены не коснутся рядовых адвокатов и руководителей высшего звена.
В России масштабы коронавируса пока не приняли такого размаха, как в США. Сергей Пепеляев, управляющий партнёр Пепеляев Групп, в комментарии Право.ру признался, что «шоковая неделя» в начале апреля повлияла на деловую активность абсолютного большинства клиентов юрифирмы, в том числе наикрупнейших.
«Все были заняты переустройством порядка работы, отлаживанием дистанционных процессов, просто мерами по выживанию. Естественно, мы не могли не почувствовать этого на своей работе. Резко возросла нагрузка на трудовую, фармацевтическую, корпоративную и коммерческую практики»», сказал Пепеляев, добавив, что особенно тяжело пришлось юристам налоговой и таможенных практик.
При этом, компании удалось обойтись без увольнений. Адвокат уверен, что такие меры контрпродуктивны, поскольку «сжатая кризисом пружина начнет распрямляться, и тогда будет не до поиска новых сотрудников». Вместе с тем, фирме пришлось предпринять некоторые меры финансового характера: сократить расходы на маркетинг, отменив ряд затратных мероприятий, а также расходы на содержание офиса, деловые поездки и т.д.
Что ждёт юристов?
Видный американский правовой журналист Хью Саймонс предложил три сценария экономического развития мировой экономики в условиях пандемии, визуально представив каждый в форме букв латинского алфавита:
- Форма «V» — работники предприятий остаются дома, из-за чего производство падает. За сравнительно быстрым падением следует восстановление, ради которого работникам придётся работать сверхурочно, чтобы компенсировать падение производительности труда в предыдущие месяцы. При этом сценарии экономика восстановит свою предкризисную траекторию за считанные недели. По мнению Саймонса, такой сценарий мир наглядно наблюдал при вспышке атипичной пневмонии. Он уверен, что это был бы лучший сценарий, поскольку тогда удалось бы в кратчайшие сроки наверстать упущенное. Но в случае с атипичной пневмонией, за пределами КНР, ставшей эпицентром эпидемии, было зарегистрировано всего 668 случаев заражения и 89 смертей.
- U-образная форма: вышеуказанное первоначальное падение экономического производства сопровождается снижением потребительского спроса. Это сказывается на сокращении благосостояния домохозяйств (стоимость жилья, пенсионные активы и т. д.). Политики предпримут необходимые налоговые и денежно-кредитные меры, и экономическая активность вернётся к быстрому росту в течение нескольких месяцев. Этот сценарий подходит для характеристики финансового кризиса 2008 года. Тогда спад экономики официально продлился 18 месяцев.
- Сценарий в форме буквы «L»: Рецессия начинается по U-образному сценарию, но вмешательства политиков окажутся неэффективными, и падение затянется на кварталы и даже годы. Такой сценарий Саймонс считает маловероятным для своей страны, поскольку правительство США уже приняло необходимые меры для стабилизации ситуации.
Понимание этих сценариев в особенности важно для понимания перспектив рынка юридических услуг, поскольку, по словам журналиста, независимо от того, какую форму примет рецессия, сильнее всего это скажется на спросе на юридические услуги. Так было в 2008 году, но в этот раз, уверен Саймонс, эффект будет ещё сильнее, поскольку с тех пор изменились способы удовлетворения совокупного спроса на юридические услуги в части конкуренции между in-house юристами и внешними фирмами. Коронавирус
Если говорить о последней рецессии, то в Соединенных Штатах было примерно одинаковое количество in-house юристов и тех, кто работал в юридических фирмах. С тех пор число первых выросло на 40%, тогда как количество вторых практически соответствует уровню 2008 года. Поскольку экономический спад снижает совокупный спрос на юридические услуги, следует ожидать, что in-house юристы будут стараться оставить за собой как можно больше полномочий в сфере урегулирования правовых вопросов, отдавая заказы юридическим компаниям лишь в случае крайней необходимости. Кроме того, Саймонс уверен, что даже за те услуги, которые юротделы будут передавать внешним фирмам, цена будет значительно ниже, чем в докризисный период.
Ещё более «апокалиптичный» сценарий даёт Харрисон Барнс, основатель BCG Attorney Search и юридический рекрутер. Он убеждён, что связанная с коронавирусом рецессия выведет из строя множество юридических специальности и не даст развиться десяткам тысяч новых. «Предыдущие спады, который переживал рынок юридических услуг, были чрезвычайно мягкими по сравнению с тем, что мы имеем сейчас».
Барнс считает, что вскоре кредиты иссякнут, и из-за этого с рынка уйдёт большое количество компаний, а следом за ними и обслуживающие их юристы. Потребители и предприятия перестанут платить кредиты, создавая волновой эффект дефолтов в экономике. В то время как финансовый кризис 2008 года в основном затронул банки и финансовую отрасль, эта рецессия будет сильно отличаться, поскольку затронет огромное количество других предприятий.
Помимо этого, сильно страдает гостиничная индустрия. Барнс считает, что это может негативно повлиять на адвокатов, работающих на местах. Работодатели, увольняя людей, массово нанимают адвокатов для проведения этой процедуры. Но без поступления дохода на оплату услуг, компании не смогут оплачивать эту работу. Многие из этих предприятий обанкротятся — и для юридического бизнеса это будет иметь разрушительные последствия.
Отрицательно скажутся и проблемы в производственном секторе. Нанимающим юристов фабрикантам придётся значительно сократить свою юридическую работу. В ряде стран, производство составляет крупнейшую долю экономики, и удар по этому сектору будет очень серьезным для юридических фирм, зависящих от работы таких предприятий.
Компании, которые уже наняли юридические фирмы для продолжения, перестанут платить им, чтобы сэкономить. В итоге, есть опасения, что многие юристы не получат компенсацию даже за уже выполненную работу.
Внезапный удар может быть нанесён и по юристам, задействованным в судебной практике. Как говорит Барнс, во время всех предыдущих кризисов, это была самая стабильная отрасль, поскольку суды всегда работали исправно, несмотря на кризисы. Теперь же, в условиях, когда суды закрываются и переходят на карантин, ситуация становится непредсказуемой.
Из-за замедления темпов роста экономики, снижается стоимость активов компаний. Это наносит удар по сделкам, т.к. многие предприятия считают, что заключать соглашения в таких условиях слишком рискованно. В таких условиях, считает Барнс, эффективнее всего для адвокатов было бы искать работу внутри тех компаний, которые меньше всего подвержены влиянию пандемии.
Сильно пострадают фирмы, работающие в сфере интеллектуальной собственности. В особенности это касается компаний, специализирующихся на патентах, поскольку общий спад производства снизит количество патентных заявок.
Что делать?
Саймонс предлагает следующие способы удержаться на плаву:
1. Поддержать клиентов в их текущих затруднениях. Для этого можно, например, сформировать рабочую группу, которая должна будет обеспечивать постоянный контакт руководства фирмы с основными клиентами и предлагать любую возможную помощь, как профессиональную, так и личную, для определения краткосрочных потребностей.
2. Надо быть готовым к целевым инициативам для поддержания спроса. К примеру, создать отдельный бюджет для ключевых инвестиционных инициатив клиентов и выделить время на их обслуживание.
3. Пересмотреть траты следующим образом:
- Изменить положение долевых партнёров. в условиях насыщенности рынка последних лет, на юридическом рынке работали многие адвокаты-партнёры, которые не смогут «отрабатывать» тот же объём работы за тот же оклад в условиях рецессии по U-образному и L-образному указанным выше сценариям;
- Изменить положение недолевых партнёров. Звания партнёров в некоторых фирмах стали основой юридической профессии. Их очень ценят тогда, когда у бизнеса прочный фундамент под ногами. Но, считает Саймонс, в долгосрочной перспективе многие партнёры не приносят дохода, и они могут блокировать перспективы продвижения других сотрудников.
- Предусмотреть новые виды расходов. Фирмам следует пересмотреть свою структуру затрат, различая те позиции, которые относятся к «спросу» (например, маркетинг и развитие бизнеса) и «предложению» (например, выставки вакансий, набор новых сотрудников). Расходы на первый следует оставить и даже увеличить, а на последний — отложить или сократить (в том числе, например, приостановить модернизацию IT -систем).
- Приостановить неустойчивые инициативы по стимулированию роста доходности. В докризисный период, компании занимали выжидательную позицию, инвестируя в некоторые долгосрочные проекты. Учитывая неопределённость на рынке, от таких инвестиций лучше отказаться.
- Сократить продолжительность летних программ стажировок или вовсе отказаться от них.
Барнс, давая советы юристам о том, где в сложившихся условиях искать работу, полагает, что от кризиса могут выиграть те юристы, которые специализируются на вопросах занятости, здравоохранения, банкротства и страхования. Не ощутят сильного спада также специалисты по антимонопольному регулированию.
Его советы можно подтвердить и позицией Михаила Барщевского, высказанной в ходе Петербургского международного юридического форума. В частности, российский юрист уверен, что после того, как эпидемия закончится, и власти снимут ограничительные меры, начнётся рост числа трудовых споров, исков о разделе имущества, а также заявлений о банкротстве, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. Коронавирус
В то же время, наибольший удар Барнс прогнозирует по нише рынка юридических услуг с самыми высокими зарплатами, поскольку в рамках оптимизации, многие предприятия сократят свои расходы именно на контрактах с этим сектором правовой индустрии. Аналитик советует юристам, работающим в этой нише, поискать более надёжные варианты в среднем звене рынка. Стабильным также может оказаться государственный сектор, поскольку траты на юристов региональные и национальные правительства вряд ли снизят в условиях пандемии и необходимости решать важные организационные вопросы.