*** Нерабочие дни не должны включаться в сроки вступления в силу судебных решений, подачи жалоб и возражений
Москва. 11 апреля. ИНТЕРФАКС — Российские суды в условиях ограничений, введенных из-за распространения коронавируса, рассматривают только дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, собственности, заявил судья, секретарь Пленума Верховного суда РФ Виктор Момотов.
«Рекомендовано рассматривать только дела и материалы безотлагательного характера в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охране здоровья, собственности, дела в порядке приказного, упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным», — заявил Момотов на Петербургском международном юридическом форуме, которые проходит в режиме онлайн.
При этом, по словам Момотова, Верховный суд счел возможным в настоящее время предоставить судам самостоятельно определять и принимать решение о рассмотрении дела с учетом обстоятельств дела, мнения участников и условий режима повышенной готовности, введенного соответствующим субъектом страны.
Как пояснил Момотов, при разрешении вопроса о том, носит ли конкретное дело безотлагательный характер или нет, суды должны учитывать, «что, помимо права людей на жизнь и здоровье, конституцией Российской Федерации гарантируются и иные права, баланс между которыми, а также между частными и публичными интересами тоже должен быть соблюден».
«К категориям дел безотлагательного характера, в частности, надлежит относить дела, связанные со срочным оказанием медицинской помощи, защиты основополагающих и жизненно важных прав и законных свобод человека с учетом конкретных обстоятельств, иные споры, неразрешение которых может привести к необратимым последствиям для участников судебного производства, которые невозможно будет исправить в будущем, как об этом говорит статья 150 Гражданско-процессуального кодекса РФ. При определении возможности отнесения дела к категории безотлагательного характера следует учитывать также и такой критерий, как значимость исхода дела», — сказал судья.
По его словам, к делам, которые требуют ускоренного рассмотрения относятся дела о возмещении ущерба вреда здоровью, а также дела, в которых участники процесса в силу состояния здоровья рискуют не дождаться окончания судебного разбирательства, семейные споры о детях — лишении родительских прав, изъятии детей, дела о гражданском состоянии — лишении или восстановление дееспособности, споры, возникающие в трудовых правоотношениях — увольнение, взыскание заработной платы, социальных пособий и т.д.
Вместе с тем, отметил Момотов, суды апелляционной и кассационной инстанций с учетом мнения участников процесса и обстоятельств дела могут рассматривать дела по письменным возражениям сторон.
Кроме того, подчеркнул судья, суды при установлении сроков для выполнения различных действий или предписаний суды должны учитывать указы президента РФ и нерабочих днях. Также нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля не должны включаться в сроки, исчисляемые месяцами и годами. Если последний день процессуального срока приходится на период с 30 марта по 30 апреля, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день, пояснил Момотов.
«Указанный порядок исчисления процессуальных сроков распространяется, в частности, на сроки вступления в силу судебных постановлений, сроки подачи частных, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, сроки подачи возражений относительно исполнения судебного приказа, заявления об отмене заочного решения, о пересмотре судебных постановлений по новым и вновь открывшими обстоятельствам, сроки предъявления исполнительных документов», — сказал Момотов.
Он добавил, что ограничения, вводимые режимом повышенной готовности, могут считаться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, однако данный вопрос должен решаться судом с учетом обстоятельств, установленных по каждому конкретному делу.
Верховный суд с 19 марта ввел ограничения для работы российских судов. Так, по решению ВС, в рамках уголовного производства суды могут рассматривать только дела об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, в административном — по ограниченному перечню статей Кодекса об административных правонарушениях. При наличии технической возможности судам предписано инициировать рассмотрение дел с использованием видеоконференцсвязи. Кроме того, в суды ограничен доступ граждан, не участвующих в разбирательстве.
В то же время, начиная с 8 апреля Верховный суд разрешил судьям самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не относящимся к категории безотлагательных.