Граждане впервые за два года стали хуже платить по таким ссудам
Длившийся два года тренд на снижение просрочки по автокредитам преломился в I квартале 2020 года — ее объем увеличился на 4%. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования бюро кредитных историй «Эквифакс» и ассоциации коллекторов НАПКА, с которым ознакомились «Известия». Аналитики назвали это первым звонком кризиса на авторынке, поскольку граждане приобретают в долг до 75% машин. На число дефолтов не повлияют и кредитные каникулы, потому что они распространяются на ссуды размером до 600 тыс. рублей, а средняя сумма займа на авто превышает 780 тыс. рублей. Эксперты прогнозируют дальнейший рост доли просрочек из-за ухудшения финансового положения граждан.
Дайте срок
Объем дефолтной задолженности по автокредитам за I квартал 2020 года вырос на 4%, до 52 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, следует из данных исследования БКИ «Эквифакс» и НАПКА.
Если судить по примеру кризиса 2014–2015 годов, объемы автокредитования могут снизиться в 2,5–3 раза, рассказал «Известиям» гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. Однако, по его словам, нельзя исключать и более глубокого падения, потому что автосалоны не работают. За последнюю неделю марта объем заявок на автокредиты упал в два раза, а уровень их одобрения уменьшился с 46–50 до 40%, отметил он.
— Снижение количества заявок и уровня их одобрения приведет к сокращению объемов кредитования в годовом выражении, — добавил Олег Лагуткин.
В конце февраля и начале марта фиксировалось увеличение объема выдачи до 50%, утверждает гендиректор финансового маркета «Юником24» Юрий Кудряков. По его словам, это связано с ослаблением рубля и опасениями, что автомобили резко подорожают. В апреле граждане перешли на режим тотальной экономии из-за растущей неопределенности.
В ВТБ рассказали, что по итогам I квартала отмечается рост числа заявок на автокредиты. В марте их количество увеличилось на 16,5% к февралю, сообщили в пресс-службе финансовой организации. Там пояснили, что пока преждевременно давать прогнозы на будущее, потому что многое будет зависеть от продолжительности влияния коронавируса на рынок.
Кредитование остановилось, количество заявок на минимальном уровне и большинство из них были сформированы до карантина, рассказал «Известиям» президент — председатель правления Росгосстрах Банка (входит в группу «Открытие») Алексей Токарев. Клиенты сидят по домам, точки продаж действуют в ограниченном режиме, автосалоны прекратили свою работу. Ранее «Известия» писали о том, что дилеры и страховые компании обратились в правительство РФ с просьбой отменить вынужденные каникулы для автосалонов и разрешить им офлайн-продажу автомобилей.
— Автодилеры ищут новые каналы продаж. Например, покупка автомобиля онлайн и его последующая доставка. Идея находит отклик у клиентов, но о массовости этой услуги говорить еще рано, — сообщил Алексей Токарев.
В условиях мирового карантина из-за коронавируса и стагнации бизнеса можно предположить, что рост просрочек по долгам будет значительным, считает гендиректор «МБА Финансы» Федор Вахата. Кто-то потеряет работу, а у кого-то снизится доход. По его словам, граждане уже сейчас задумываются, как обеспечить себя и свою семью самым необходимым для жизни, а не о том, как не выйти на просрочку по долговым обязательствам.
Ранее «Известия» сообщали о рекордном размере среднего займа на авто. По данным за первые три месяца 2020 года, он увеличился до 784 тыс. рублей. При этом кредитные каникулы по этой категории ссуд возможно взять при максимальной сумме до 600 тыс. рублей.
В ЦБ не ответили на запрос о росте просрочек в автокредитовании и дополнительных мерах поддержки этого сегмента.
Больше всех
Число должников по займам на авто в I квартале выросло на 3%, до 112,8 тыс., говорится в исследовании. При этом треть от общего количества просрочки с периодом более 90 дней приходятся на пять регионов. В Москве — 9,4%, в Краснодарском крае — 5,6%, в Башкортостане — 5,38%, в Санкт-Петербурге — 5,1% и Татарстане — 4,8%. Объем проблемных автокредитов в этих субъектах составляет 17,16 млрд рублей.
В пресс-службах администраций этих субъектов оперативно на вопросы «Известий» о причинах просрочек не ответили.
Все перечисленные регионы относятся к экономически развитым, объясняет президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. По его словам, у жителей этих субъектов потребности выше, чем в среднем по стране. Они тратят больше, чем зарабатывают, поэтому размер займов и закредитованность здесь выше, чем в других регионах. Покупатели делают выбор в пользу дорогостоящих автомобилей, а потом не могут справиться с этой нагрузкой, добавил он.
Региональные заемщики предпочитают брать в кредит менее дорогие модели авто, считает гендиректор коллекторского агентства ЭОС Антон Дмитраков. По его словам, в таких субъектах число граждан, у которых возникли проблемы с выплатой, может быть больше, но в денежном плане показатели ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Что дальше
Эксперты не берутся оценить, насколько упадет автокредитование и продажи машин. Пока неизвестно, как долго продлится режим самоизоляции и как быстро будет восстанавливаться экономика. Банки могут ужесточить требования к заемщикам, полагает Федор Вахата из «МБА Финансы». Покупка авто в кредит — это роскошь, которую граждане могут себе позволить в стабильные времена, но не в нынешних условиях, добавил он.
Если в начале года объемы кредитования росли в том числе из-за действия программ поддержки, то сейчас сложно определить дальнейшее развитие рынка, считает глава Росгосстрах Банка Алексей Токарев. Ситуация меняется быстрее, чем вводятся меры реагирования, добавил он. По его прогнозам, падение рынка кредитования можно ожидать на уровне 25% по отношению к предыдущему году. Ввод нерабочих дней и режима самоизоляции повлиял на поведение клиента, его продуктовую корзину и потребности.