Прогнозистам трудно дается реальность

Кризис экономики России пока разворачивается по жесткому сценарию

Кризис экономики России пока разворачивается по жесткому сценарию

Консенсус-прогноз агентства FocusEconomics предполагает падение ВВП России на 1,4% в 2020 году и его возвращение к росту на 2,3% в 2021-м. За последний месяц разброс мнений аналитиков увеличился в разы, что говорит о повышенной неопределенности ситуации. Оценки динамики выпуска и частного потребления в первую неделю самоизоляции указывают на масштабное снижение экономической активности. И если ситуация с карантином выглядит более или менее предсказуемой, то со вторым фактором нынешнего шока (падение цен на нефть и снижение внешнего спроса) определенности пока нет.

Опубликованный вчера консенсус-прогноз FocusEconomics (основан на собранных с 21 марта по 5 апреля оценках 35 российских и иностранных рейтинговых агентств, аналитических центров и инвестбанков) предполагает рецессию в экономике России на уровне 1,4% в 2020 году (еще месяц назад ждали роста на 1,8%) и увеличение ВВП в 2021 году на 2,3% (на 2% месяцем ранее).

При этом разброс оценок вырос в разы: на 2020 год минимальная составляет минус 6% ВВП, максимальная — 1,3% (минус 2,4% и плюс 7% на 2021 год соответственно).

Новая оценка на 2020 год выглядит оптимистичнее консенсус-прогноза «Интерфакса» — минус 1,5% (данные для него собирались в конце марта). Сделанный тогда же прогноз Reuters предполагал стагнацию экономики РФ в 2020 году на уровне 0,3%. Чуть больше недели назад эксперты считали, что карантин в апреле будет стоить российской экономике один процентный пункт роста, что соответствует ее сжатию в апреле примерно на 20% в годовом выражении. По оценке ЦМАКП, за первые девять дней карантина (30 марта — 7 апреля) снижение электропотребления энергоемких секторов к уровню «недели до карантина» составило 8,1%, что соответствует падению среднесуточной экономической активности на 11,9%.

В то же время опрос более 100 тыс. городских потребителей компанией GfK только с 20 по 30 марта зафиксировал снижение индекса потребительских настроений в конце первого квартала с 94 до 62 пунктов (100 пунктов — отметка, которая разделяет позитивные и негативные настроения). Это самый низкий показатель за всю историю мониторинга GfK. За неделю с 30 марта по 5 апреля расходы граждан на товары и услуги упали почти на 23%, свидетельствуют данные лаборатории «СберДанные», по данным «Ромир» — на 47,6%. В апреле лишь 22% опрошенных Институтом государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ заявили, что их доходы не упали, в марте таких было 59%. При этом 6% респондентов потеряли работу, 9% — отправлены в неоплачиваемый отпуск, а 17% не знают, как будет оплачиваться их труд во время карантина. Одновременно число банкротств физлиц заметно увеличилось — по данным Федресурса, за январь—март их стало больше на 68% (22,35 тыс. человек).

И хотя ЦБ и многие экономисты (см. “Ъ” от 7 апреля) предсказывают незначительный всплеск инфляции на фоне снижения спроса, расширенная на 36 позиций выборка товаров и услуг для измерения недельной инфляции Росстата свидетельствует об ускорении ее среднесуточных годовых темпов роста в период с 31 марта по 6 апреля (до 2,7–2,8% с 2,5% по расширенной выборке в конце марта). Скачок цен явно будет отсрочен: по словам исполнительного директора Руспродсоюза Дмитрия Вострикова, поставщики настаивают на пересмотре цен закупки продовольствия на 15–20% и предлагают рознице повышать цены в два этапа.

Между тем потери экономики от продления карантина (даже в случае, если он продлится три месяца, его ценой будет снижение выпуска товаров и услуг на 3–4% в 2020 году, см. “Ъ” от 1 апреля) несопоставимы с уже случившимся падением цен на нефть. По расчетам главы Стокгольмского института переходных экономик Торнбьерна Беккера, само по себе снижение цены нефти до $25 за баррель в среднем в 2020 году приведет к снижению ВВП на 8%. «Минэнерго США в своем краткосрочном обзоре в базовом сценарии не предполагает новых договоренностей ОПЕК+, ожидает сокращения добычи в США в 2020 и 2021 годах исключительно из-за рыночных факторов. Это вкупе с общей неопределенностью относительно исходов переговоров ОПЕК+ понизило котировки Brent»,— отмечает Дмитрий Полевой из РФПИ. «Многие аналитики видят риски дальнейшего снижения нефтяных цен. В частности, IHS Markit и Energy Aspects прогнозируют «дно» цены нефти во втором квартале на уровне около $10 за баррель»,— заключают авторы опубликованного вчера доклада «О чем говорят тренды» ДИП ЦБ.

Алексей Шаповалов

КоммерсантЪ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version