Как посчитать сроки при «нерабочих днях»

Как посчитать сроки при «нерабочих днях»

Двумя указами президента последовательно были введены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 30 марта по 03 апреля (Указ от 25 марта 2020 года № 206) и с 04 апреля по 30 апреля 2020 (Указ от 02 апреля 2020 года № 239). У предпринимателей возник вопрос, как в этот период исчислять гражданско-правовые сроки.

Важно отметить, что в тексте указов Президента РФ есть ссылка на ст.80 Конституции РФ о полномочиях главы государства и цель принятия указа в виде обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Это свидетельствует о том, что установление нерабочих дней не основано на каких-либо действующих нормах законодательства, а является частью так называемых «скрытых (подразумеваемых)» полномочий Президента РФ (см. Постановление Конституционного суда РФ от 31.07.1995 г. № 10-П и др.). Согласно ч.2 ст.80 Конституции РФ глава государства, в числе прочего, является гарантом прав человека и гражданина, включая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1 ст.41 Конституции РФ).

В отличие от ряда других отраслей законодательства, Гражданский кодекс РФ использует такой термин как «нерабочий день». По ст.193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Напомним, что в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 12130/09 по делу № А65-12426/2009, при разрешении дел о несостоятельности (банкротстве) суды применяют гражданское законодательство, включая правило ст.193 ГК РФ, так как законодательство о банкротстве является составной частью гражданского законодательства.

Поэтому, например, если последний день срока для подачи иска (окончание срока исковой давности) или направления требования приходится на нерабочий день, то днем окончания срока будет ближайший рабочий день (подобные ситуации были рассмотрены, например, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 г. № 14056/17 по делу А58-7078/2006, от 15.09.2009 № 6676/09 по делу №А32-911/2008-16/6, от 27.07.2011 № 2475/11 по делу № А36-6545/2009, от 15.07.2014 № 6500/14 по делу № А73-14736/2012).

Указанное правило должно распространяться на все варианты исчисления сроков: в днях, неделях, месяцах, кварталах, годах -, если последний день срока приходится на нерабочий день. При этом не важно, установлен срок законом или договором.

Также необходимо помнить, что, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила), то течение срока исковой давности приостанавливается (пп.1) п.1 ст.202 ГК РФ). 

Однако само по себе объявление на территории Российской Федерации «нерабочих дней» не является непреодолимой силой для целей применения пп.1) п.1 ст.202 ГК РФ. В целях применения данной нормы нужно рассматривать каждый случай в отдельности, учитывая принятые в конкретном субъекте РФ ограничительные меры по территориям, режимы работы судов и Почты России, влияние принятых мер и ситуации с распространением коронавирусной инфекции на каждое отдельное лицо.

Нужно помнить, что у общего правила есть и исключения

В частности, согласно ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 05.06.2015 г. по делу № 307-ЭС14-2603, А56-34833/2013, исходя из правил ст.792 ГК РФ при просрочке за доставку груза при железнодорожной перевозке подлежат применению специальные нормы права, а ст.193 ГК РФ не полежит применению.

С неясностью в применении гражданско-правовых сроков могут столкнуться стороны, которые согласовали в своем договоре иные правила и иную терминологию, отличную от ГК РФ. Например, стороны могут договориться об установлении срока в «банковских днях», «рабочих днях» с иным значением этого термина (пониманием его как рабочие дни банка или конкретной организации). 

В этом случае, по нашему мнению, необходимо выяснить действительную волю сторон при согласовании таких условий (ст.431 ГК РФ), что может повлиять на толкование термина в новых реалиях, а также учитывать добросовестность сторон при «настаивании» на соблюдении договорных сроков в объявленные Президентом РФ нерабочие дни или попытке их нарушить (п.1,10,307 и др. ГК РФ). 

Это не исключает возможность применения иных различных средств правовой защиты при наличии к тому условий (для должника – исключение ответственности в связи с обстоятельствами непреодолимой силы по п.3 ст.401 ГК РФ, существенное изменение договора или его расторжение по ст.451 ГК РФ, невозможность исполнения обязательств по ст.416 или 417 ГК РФ и др., для кредитора – приостановление исполнения встречных обязательств по ст.328 ГК РФ, отказ от принятия исполнения в связи с утратой интереса по п.2 ст.405 ГК РФ и др.).

Одной из ключевых проблем в текущей ситуации может являться ст.165.1 ГК РФ, которая возлагает на лицо риск неполучения доставленного ему сообщения, в то время как могут действовать ограничения и в работе отделений Почты России, и в работе почтальонов, разносящих уведомления, и в передвижении/работе сотрудников лица. В случае, если у лица «истек срок хранения» почтового сообщения в период нерабочих дней, он может попасть в ситуацию с негативными последствиями.

Напомним, что в соответствии с позицией, изложенной в п.67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, из-за чего она была возвращена по истечении срока хранения. 

По нашему мнению, при анализе в будущем ситуаций в период «нерабочих дней» судам следует ориентироваться не на ранее сложившуюся судебную практику, а учитывать общую ситуацию в стране и на конкретной территории проживания получателя письма, уделяя особое внимание доказательствам, которым свидетельствуют именно об уклонении от получения корреспонденции. Считаем, что нельзя ставить в вину гражданину лишь тот факт, что в целях сохранения своего здоровья и здоровья своей семьи он соблюдает режим самоизоляции, а не спешит при первой возможности в отделение Почты России.

Самый главный вопрос на текущий момент заключается в границах распространения Указов главы государства на гражданский оборот

Принципы равенства и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав относятся к основным началам гражданского законодательства (п.1 ст.1 ГК РФ). Именно поэтому логично предположить, что объявление Президентом РФ «нерабочих дней» для целей применения гражданского законодательства должно пониматься как их объявление для всех субъектов гражданского оборота. Однако в Указе Президента РФ от 25 марта 2020 № 206 указано, что он не распространяется на работников ряда организаций и органов власти. 

Учитывая формулировку «не распространяется на работников», можно было предположить, что такое указание сделано в целях трудового законодательства и не распространяется на законодательство гражданское.

В своем письме от 27 марта 2020 № ИН-03-31/32 в адрес кредитных организаций ЦБ РФ указал, что исполнение обязательств в первый рабочий день соответствует ст.193 ГК РФ и не свидетельствует о просрочке обязательств для целей применения положений о резервах под возможные потери, исполнения нормативов и др. Но в Указе Президента РФ от 02 апреля 2020 № 239 использована уже иная формулировка: «указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников)».

Центральный банк РФ 03 апреля 2020 разместил пресс-релиз, в котором указал, что обязательства по финансовым сделкам, срок исполнения которых приходится на нерабочие дни, должны исполняться должниками в срок, предусмотренный договором, а кредиторы, действуя добросовестно, будут учитывать фактические возможности должника по исполнению соответствующего обязательства, наличие или отсутствие в его распоряжении возможности дистанционного обслуживания, а при отсутствии такой возможности — также режим ограничительных мер, которые применяются в соответствующем субъекте Российской Федерации и могут повлиять на возможность клиента посетить офис финансовой организации для своевременного совершения операций.

Иными словами, по мнению Банка России, для целей применения гражданско-правовых сроков Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 № 239 «разделил» весь гражданский оборот на тех, для кого «нерабочие дни» в целях ст.193 ГК РФ применяются, и на тех, для кого не применяются.

Нельзя исключить, что судебная практика пойдет по этому же пути. В этом случае ст.193 ГК РФ не будет применяться более чем для половины гражданско-правовых обязательств (включая все платежные обязательства).

В то же время такой подход не может не вызывать возражений. Допустим банки работают и могут проводить платежи, но совершенно не понятно, почему такие платежи должны проводить должники, если не обязаны работать их сотрудники, включая, например, директора и главного бухгалтера.

Разделение гражданского оборота на «работающих» и «неработающих» с разными правовыми режимами противоречит принципам гражданского права, нарушает единое экономическое пространство РФ, способно повлечь неоправданное получение преимуществ одних лиц перед другими.

Гражданское законодательство содержит немало примеров, когда преимущество получает тот, кто сделал «первым»: п.4 ст.149.2, ст.398 ГК РФ и др. В текущей ситуации совершенно неверно предоставлять такие преимущества тем, кто «работает» в отличие от тех, кому работать не разрешили.

В сложившейся ситуации, по нашему мнению, более верным является иной подход.

Так, например, в Письме Минфина России от 27.03.2020№ 24-06-08/24649 указано, что, учитывая неодинаковый режим работы и отдыха для всех участников правоотношений при осуществлении закупок, при применении ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ необходимо обеспечить установленный минимальный срок подачи заявок на участие в закупках, а также учитывать, что действия по срокам, истекающим в нерабочие дни, могут быть совершены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

Мнение Центрального банка РФ, тем более в форме пресс-релиза, не может являться определяющим и к источникам гражданского законодательства не относится (ст.3 ГК РФ). 

Но уже сейчас ясна неопределенность в толковании, которая окончательно может быть разрешена лишь Верховным судом РФ.

Учитывая все вышеизложенное, а также правовую неопределенность в оценке правовой ситуации, всем участникам гражданского оборота и их юристам/адвокатам стоит проявить максимальную заботу и осмотрительность в соблюдении гражданско-правовых сроков. Стоит сделать все возможное для исполнения обязательства, оплаты, направления уведомления или заявления, подачи иска и т.п. даже в «нерабочие дни», а не слепо надеяться, что в установленные «нерабочие дни» можно ничего не делать, даже если такая возможность имеется. Такое мнение может оказаться ошибочным.

Автор материала Павел Семенцов, адвокат, руководитель проектов и старший юрист Коллегии адвокатов «Регионсервис». Материал подготовлен исключительно в информационных и/или образовательных целях и не является юридической консультацией или заключением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version