По словам Ананьева, в последнее несколько недель залы в его ресторане «Борщъ» большую часть времени стоят пустые. Это связано отчасти с карантином из-за коронавируса, отчасти с кризисом. Бизнесмен сказал, что из-за сложившихся условий он уже накопил долг в районе 1 млн рублей. «И долги только прибавляются. Если бы я был коммерсантом, то я бы просто обанкротился, потому что бизнес невыгодный. Но я сознательно иду на убытки, потому что у меня работают люди», — сказал владелец ресторана.
Когда Ананьев рассказал о своих проблемах в Facebook, ему начали писать, что не один он страдает. И действительно, на экстренной встрече, которую ресторатор собрал после получения отклика от коллег, присутствовали около 40 представителей общепита бизнеса, среди которых — «Grand Урюк», «Бюро Находок», Simple Coffee, Pinzeria Bontempi, Breadway Cafe, «Вилка Ложка» и другие. Вместе они приняли список требований, который, по их мнению, сможет их спасти от закрытия проектов. Просьбы же, по словам организатора мероприятия, предложили направить областные власти.
Составил список сам Ананьев. По его мнению, первым делом минимум на три месяца нужно приостановить все коммунальные и арендные платежи — или хотя бы снизить их до уровня издержек арендодателя. Также ресторатор попросил реструктурировать кредиты, причем даже те, которые берутся на частные лица и затем «тоже участвуют в бизнесе», а также спецзаймы на выгодных условиях — под 2% или под уровень инфляции.
Также Ананьев попросил приостановить все проверки. «Вот это самое первое и самое необходимое, что оставит меня в бизнесе», — резюмировал он.
Меры, предложенные хозяином встречи, остальные представители общепита приняли молча: особых замечаний у них не было. Зато слово взяли юристы, которые предложили сформулировать просьбы на юридическом языке. В итоге у них получилось восемь тезисов. К озвученным Ананьевым добавилась прошение об автоматическом продлении лицензий на алкоголь, о налоговых каникулах до 120 дней с момента снятия карантина, об установлении режима форс-мажора — и, что интересно, о предоставлении возможности этим летом открывать террасы в кафе без согласования.
Пока бизнесмены изучали второй список, сами юристы давали рекомендации. Рестораторов призвали вести письменную переписку и заранее предупредить всех контрагентов, если не получается выполнить обязательства. Также специалисты призвали не медлить с отчетностью, которую нужно сдать до 31 марта.
Представитель юридического агентства «Юс Конгес» Светлана Корабель призвала не игнорировать отсрочку по налогам, предоставленную Путиным. «Пользуйтесь этими деньгами. В конце концов, пени за просрочку налога гораздо меньше, чем ставка по кредиту», — указала она, добавив, что с остальными мерами поддержки и ограничениями пока нет ясности, так как нет соответствующих нормативных актов.
«Все меры покрывают убытки, но они не стимулируют к дальнейшей работе. Люди вылезут из долговой ямы, но это не значит, что они продолжат заниматься бизнесом», — заметил Ананьев, говоря о мерах поддержки правительства РФ.
К середине обсуждения в зал пришла уполномоченная по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. Сначала она обсудила списки прошений с Ананьевым, сказав ему, например, что освободить кафе, бары и рестораны от арендной платы власть не может. Затем она повторила это уже для всех собравшихся предпринимателей. «Нужно понимать, что часть вопросов нужно решать самим. С коммерческими арендодателями вам нужно работать самим. Никакое правительство Свердловской области не может вмешаться, и это правильно. Я понимаю, что арендодатели тоже знают, в какой ситуации мы находимся. Вместе нужно посмотреть, как их издержки снизить и чтобы они не настаивали на полных платежах», — сказала она.
Сказав, что все попали в уникальное положение совпадения эпидситуации и макроэкономического кризиса и вряд ли «будет возможность наблюдать совпадение этих тяжелых факторов вновь», бизнес-омбудсмен заявила, что рабочая группа при правительстве региона уже завтра готовится выпустить перечень мер поддержки.
По словам Артюх, готов проект списка видов экономической деятельности, которая находится в зоне повышенного риска. И отрасль общественного питания туда вошла. Предприятиям, которые попали в зону риска, будет выделена помощь. Например, планируются снижения по ЕНВД, патентным платежам и по плате за «сам факт обладания объектом». Будут снижены налоги по упрощенной системе налогообложения (УСН), отсрочат на полгода плату за аренду государственного и муниципального имущества с понижением самой ставки до размера фактических издержек на коммуналку.
«Мы предложили — и пока это принимается, хотя не все согласны, — автоматически до конца года продлить действия всех лицензий тем, у кого истекают сроки. Это актуально для алкогольных лицензий и других каких-то. Принято решение о переводе взаимодействия в электронный вид с условием того, что одна электронная подпись должна работать везде», — добавила Артюх.
«Я оцениваю ситуацию как объективно непростую. Поэтому предлагается достаточно серьезный пакет мер поддержки. В разнообразии бизнес-историй невозможно выбрать одно универсальное, нравящееся всем решение. Эти меры поддержки помогут или большей части бизнеса, или самой уязвимой его части», — пояснила омбудсмен Znak.com.
Все озвученное бизнес-омбудсменом — лишь проект. Каким будет итог, станет известно завтра. Вместе с этим не всем такая поддержка показалась достаточной. «Речь все идет о каникулах. Но бытует мнение, что модель потребления изменится, бизнесу понадобятся год-два на восстановление. Каникулы — это отсрочить налоги. А где взять эти деньги на их оплату. Вопрос в том, что каникулы нам не нужны, они не спасут нас», — заявил Артюх один из представителей ресторанного бизнеса, попросивший Znak.com не афишировать его имя. Омбудсмен ответила, что она настаивала на максимальном снижении, но не все может позволить себе госбюджет, на который возложены социальные обязательства.
Еще одну проблему озвучила представительница ресторана «Бюро Находок» Ирина Орехова. По ее словам, хотя сейчас по указу Путина введен мораторий на взыскание долгов, ресурсоснабжающие компании относятся к просрочкам сурово и грозятся просто отключать рестораны в случае долга.
«Не платите — мы вас отключаем. Причем даже по авансовому платежу. Проблема, когда ты платишь полмиллиона в месяц. Мы просили „Екатеринбургэнергосбыт“ не выставлять авансовый платеж и перенести сумму — но нет», — сказала она. Артюх в ответ предложила найти компромисс.
Пойти на компромисс согласился и Ананьев, подредактировав итоговый список с учетом слов бизнес-омбудсмена. Тем не менее, сказал он Znak.com, от своих слов и основных требований он не отказывается. Перечень просьб вместе с подписными листами будет передан в администрацию Екатеринбурга и в правительство Свердловской области в ближайшее время.
Коронавирус начал распространяться в этом году из Китая. В марте ВОЗ объявил о пандемии. Меры противодействия новому вирусу ужесточались и в Свердловской области. С 18 марта в регионе объявлен режим повышенной готовности, закрыты учреждения культуры. 20 марта отменены все массовые мероприятия. 26 марта губернатор Евгений Куйвашев подписал указ о прекращении работы всех предприятий общепита, соцбыта и ТРЦ с 28 марта по 5 апреля. Ресторанам разрешили работать в формате доставки и в режиме «на вынос».
Чем строже становились меры, тем меньше людей выходило на улице. Дело в том, что часть предприятий региона перевели сотрудников на удаленную работу. В результате, по данным исследования компании по автоматизации ресторанов Poster, продажи ресторанов в Екатеринбурге сократились в среднем на 9%.
По последним данным, число зараженных коронавирусом в мире превысило 471 тыс. человек, погибли 21,2 тыс. человек, вылечились 114 тысяч. В России сейчас официально подтверждены 840 случаев коронавирусной инфекции, за сутки число заразившихся увеличилось на 182 человека. Больше всего заболевших в Москве — 410 человек. В Свердловской области зарегистрировано 20 заразившихся.