Суд лишил швейцарскую и кипрскую компании шанса контролировать волгоградский завод-банкрот
Судьи Волгограда и Саратова рассмотрели беспрецедентное по своей сложности дело, инициированное ФАС России к двум компаниям — швейцарской «Рэд Октобер Интернешенел CA» и кипрской «Сигоа Венчурез Лимитед». Требования антимонопольного органа о признании недействительными трех сделок по купле-продаже акций волгоградского АО «ВМК «Красный Октябрь»» удовлетворены в полном объеме.
— В результате сделки в июне 2013 года иностранные бизнес-структуры стали владельцами 530 829 988 обыкновенных именных бездокументарных акций, принадлежавших до этого АО «ВМК «Красный Октябрь»», — сообщили V1.RU в пресс-службе арбитражного суда Волгоградской области. — А в 2016–2017 годах в рамках дополнительного соглашения и договора купли-продажи новым собственникам было передано еще 1 619 170 012 аналогичных акций. ФАС России просило лишить компании Red October International SA и Segoa Ventures Limited права голоса на общем собрании акционеров АО «ВМК «Красный Октябрь»». Эти требования были удовлетворены, так как они нарушили положение о предварительном согласовании сделок, позволяющих установить контроль иностранных инвесторов над предприятием, имеющем стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности России.
Что скрывалось за сделками?
В суде представитель АО «ВМК «Красный Октябрь»» Екатерина Мирошникова возражала против заявленных ФАС требований, считая, что это может привести «к участию в банкротстве недобросовестного кредитора Red October International SA». Но судьи не позволили иностранным инвесторам поставить градообразующее металлургическое предприятие-банкрота в зависимое от них положение.
Как установлено в ходе разбирательства, специалисты ФАС России в феврале и марте 2018 года выезжали в Волгоград с внеплановой проверкой в отношении группы юридических предприятий «Красный Октябрь». В эту группу входят АО «ВМК «Красный Октябрь»», АО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»», АО «Торговый дом металлургический завод «Красный Октябрь»» и ООО «Торговый дом «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь»»». При этом Red October International SA владеет акциями АО «Стил Трейд Компани», которое, в свою очередь, владеет акциями АО «Златоустовский электрометаллургический завод», имеющего в собственности акции АО «ВМЗ «Красный Октябрь»».
Подготовленные к концу мая 2018 года результаты проверки были обескураживающими. По мнению столичных антимонопольщиков, при совершении сделок по приобретению компаниями Red October International SA и Segoa Ventures Limited 100% акций в уставном капитале АО «ВМК «КО»» были нарушены требования федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
ФАС России удалось выяснить, что руководил этим процессом известный бизнесмен 41-летний Дмитрий Герасименко, оказавшийся бенефициарным владельцем Red October International SA. В документах антимонопольщиков указывается, что он является гражданином России, зарегистрированным в Москве по улице Чаянова, при этом имеющий гражданство Украины и, соответственно, украинский паспорт, выданный еще 29 августа 1995 года и действительный до 28 сентября 2023 года. Еще одним бенефициаром этой швейцарской компании является и 71-летняя гражданка Украины Светлана Герасименко — мать Дмитрия Герасименко. В материалах дела фигурирует и бенефициарный владелец кипрской Segoa Ventures Limited — 37-летняя Ирина Шустикова. Эта зарегистрированная в Словении дама имеет гражданство Украины и там же сразу два паспорта, один из которых ей выдан на имя Ирины Типер.
По данным проверяющих, именно эти три бизнесмена — Дмитрий и Светлана Герасименко, а также Ирина Шустикова в 2013, 2016 и 2017 годах без предварительного согласования с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации установили контроль над АО «ВМК «Красный Октябрь»», имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из Волгограда на Кипр
Чтобы прийти к этому выводу, ФАС России отследила весь путь появления и перехода акций из рук в руки.
Как теперь установлено судом, 20 декабря 2012 года ЗАО «ОРТ» учредило» ЗАО «ВМК «Красный Октябрь»» с уставным капиталом 530 829 988 рублей, разделенным на 530 829 988 обыкновенных именных акций, составляющих 100% уставного капитала. Этот факт зафиксирован в Решении № 1 единственного учредителя ЗАО «ВМК «Красный Октябрь»» от 10 декабря 2012 года.
17 мая 2013 года выпуск ценных бумаг был зарегистрирован, а уже 20 июня того же года ЗАО «ОРТ» и швейцарская компания Red October International SA совершили сделку, после которой на лицевой счет последней было зачислено 100% акций ЗАО «ВМК «Красный Октябрь»». То есть все 530 829 988 штук.
Три года спустя еще одна крупная партия акций в количестве 1 619 170 012 штук была приобретена единственным владельцем АО «ВМК «Красный Октябрь»» Red October International SA на основании дополнительного соглашения от 5 сентября 2016 года с последующим зачислением на лицевой счет компании. Но уже через три месяца, 30 января 2017 года, их приобрела кипрская компания Segoa Ventures Limited, став таким образом новым собственником.
По информации ФАС России, уже на 16 октября 2018 года 100% акций АО «ВМК «Красный Октябрь»» находились в руках двух иностранных бизнес-структур. При этом расклад был такой: во владении Red October International SA было 24,69 процента акций, а Segoa Ventures Limited — 75,31 процента.
При этом уже на момент первой сделки по приобретению Red October International SA 530 829 988 акций АО «ВМК «Красный Октябрь»» занимало доминирующее положение в области производства и реализации ряда металлов и сплавов со специальными свойствами. В частности, стали марки 45Г17ЮЗ, которая применялась для производства вооружения и военной техники.
И в период совершения второй сделки — по приобретению Red October International SA 1 619 170 012 акций АО «ВМК «Красный Октябрь»», и третьей — по приобретению Segoa Ventures Limited этого же пакета акций у швейцарской компании — была аналогичная ситуация. На тот момент АО «ВМЗ «Красный Октябрь»», входящее в одну группу с АО «ВМК «Красный Октябрь»», также занимало лидирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами.
А так как в соответствии с российским законодательством и швейцарская, и кипрская компании являлись иностранными инвесторами, то Дмитрий Герасименко и другие бенефициары обязаны были обратиться в ФАС России с ходатайством о предварительном согласовании своих сделок. Но они этого не сделали.
— Учитывая, что АО «ВМК «Красный Октябрь»» осуществляет производство продукции для обеспечения государственного оборонного заказа, установление над ним контроля иностранными лицами посредством совершения сделок в обход прописанных в законе процедур имеет антисоциальную направленность и влечет угрозу для обороны и безопасности Российской Федерации, — пояснили в 12-м арбитражном апелляционном суде. — Принимая во внимание это обстоятельство, требования ФАС признаны обоснованными, а сделки — недействительными. В связи с чем и в отношении Red October International SA, и Segoa Ventures Limited была применена санкция в виде запрета голосовать на общем собрании акционеров АО «ВМК «Красный Октябрь»».
Возврата не будет
Не обошли в суде и возможность взыскания с металлургического предприятия долгов по сделкам — то есть возможного возврата 1 619 170 012 акций АО «ВМК «Красный Октябрь»» сначала от кипрской компании к швейцарской, а затем к АО «ВМК «Красный Октябрь»».
Как отметил суд, нельзя сбрасывать со счетов то, что АО «ВМК «Красный Октябрь»» 8 ноября 2018 года было признано банкротом, как якобы задолжавшее Федеральной налоговой службе 130 миллионов рублей. Поэтому все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
— Включение требования Red October International SA в реестр требований кредиторов АО «ВМК «Красный Октябрь»» привело бы к существенному влиянию на ход процедуры банкротства со стороны швейцарской компании, по вине которой и возникли предпосылки банкротства, — подтвердили в апелляционной инстанции. — Больше того, взаимодействие с аффилированными лицами позволило бы этой компании установить полный контроль и над процедурой банкротства путем создания коалиции конкурсных кредиторов. А это, учитывая специфику производства завода, может повлечь неблагоприятные последствия для обороны и безопасности Российской Федерации. Поэтому такие последствия ничтожности сделок, как возврат акций АО «ВМК «Красный Октябрь»» с возвратом уплаченных за эти акции денег, судом не применяются, поскольку могут повлечь нарушение охраняемых законом прав и интересов конкурсных кредиторов, общества и государства.