Американский портал Skift опубликовал самые дерзкие прогнозы для тревел-индустрии на 2020 год. Среди них — поглощения гигантов отрасли, банкротства, а также появление новых игроков. Profi.Travel приводит наиболее интересные предположения.
Amazon купит Expedia, а Trip.com — TripAdvisor
Amazon уже давно присматривается к тревел-рынку и делает нерешительные попытки создания собственного продукта. Например, пробует продавать авиабилеты на внутренние рейсы или автобусные билеты в Индии. Вместо этого, считают в Skift, компании стоило бы проявить больше решительности и сделать «ход конем». Expedia в этом смысле — идеальный кандидат для покупки. Сейчас тревел-гигант, владеющий более чем двумя десятками брендов, испытывает серьезные трудности. В конце года компанию покинули сразу два ключевых топ-менеджера, а в среднесрочной перспективе дела выглядят не очень радужно. Expedia все труднее продвигать свои услуги через Google, и маркетинговые издержки за последний год заметно выросли, ударив по прибыли.
При этом Amazon в свое время попадал в аналогичную ситуацию с Google, и смог выстоять, так что его опыт может оказаться полезным для Expedia.
А вот крупнейшее китайское OTA Trip.com (ранее — Ctrip) уже создало совместное предприятие с TripAdvisor в 2019 году. Это позволит компании из Поднебесной значительно продвинуться на зарубежных рынках. TripAdvisor, в свою очередь, отлично растет за счет продаж экскурсий и развлечений, а также бронирований кафе и ресторанов. Однако рынок отелей и альтернативных средств размещения компания откровенно прозевала. После объединения эта ситуация может измениться и обе организации выиграют от взаимного соглашения.
Airbnb начнет продавать авиабилеты, но по-своему
Первый раз слово «полеты» прозвучало в презентации Airbnb еще в 2016 году. С тех пор все с нетерпением ждут, когда же компания из Сан-Франциско «сломает» авиарынок. Но если у нее и есть такие мечты, им суждено разбиться о реальность, считают эксперты. И если Airbnb не готова кардинально пересмотреть свою бизнес-модель с учетом существующего сегмента пакетных туров, то запуск продаж авиабилетов придется отложить в долгий ящик.
Кроме того, регулирование туроператорской деятельности в Европе осуществляется куда жестче, чем на родине сервиса в США, и Airbnb уже пришлось испытать это на себе, когда она запускала сервис по продаже туров Airbnb Adventures. А учитывая исторически сложившуюся нелюбовь европейских властей к калифорнийской компании, идея кажется совсем утопической.
Помимо этого, компания готовится к публичному размещению акций, а в такой обстановке лучше обойтись без резких движений. Однако продажа авиаконтента — это хороший способ нарастить обороты к радости инвесторов, так что совсем отказываться от этой затеи Airbnb точно не станет. Достаточно сказать, что транспортный проект компании недавно возглавил бывший CEO Virgin America Фред Райт.
Несколько крупных отельных брендов покинут рынок
Волна поглощений на отельном рынке пошла с 2016 года, когда Marriott приобрел Starwood Hotels & Resorts. Тогда же Accor добавил в свое портфолио Fairmont, Raffles и Swissôtel, а в прошлом году купил Mövenpick Hotels & Resorts, который имеет 90 отелей по всему миру. И все это сопровождалось слухами, что Marriott или InterContinental Hotels Group попытаются завладеть Accor.
Однако аналитики считают, что отельный рынок слишком насыщен предложениями, и вполне вероятно, что крупные игроки захотят проредить свои портфолио. Marriott сейчас владеет 30 брендами, Accor — 39. Возможно, они и станут основными кандидатами на «уборку».
Банкротства авиакомпаний продолжатся
Эксперты Skift полагают, что главный кандидат на прекращение полетов — авиакомпания JetBlue, базирующаяся в Нью-Йорке. Однако по всему миру найдется еще немало перевозчиков, которые с трудом сводят концы с концами. Прежде всего, это Thai Airways, которая уже перешла в режим жесткой экономии и занимается тотальным пересмотром стратегии.
В Турции с напряжением наблюдают за Atlasglobal. Компания испытывала серьезные проблемы еще с 2018 года, когда едва не сорвала завершение полетной программы из России в Турцию из-за долгов за аэропортовое обслуживание. Спустя год дела стали только хуже. У перевозчика накопились долги по зарплате и наземное обслуживание, и он даже останавливал полеты на месяц. По истечению этого срока AtlasGlobal так и не смог в полной мере подняться в воздух.
Кроме того, итальянское правительство намерено пересмотреть планы по санации авиакомпании Alitalia, которая терпит убытки уже много лет. Напомним, перевозчик находится под специальным антикризисным управлением с 2017 года. Последний транш из бюджета поступил в ноябре 2019 года, и выделенных денег должно хватить на 6–7 месяцев. При этом каждый раз правительству все труднее изыскивать средства на поддержку перевозчика, который «съедает» по 1 млн евро в день.