Расследование «Уралинформбюро».
Чем больше я узнаю про «Газпром», тем сильнее люблю Россию. Это же надо быть такой богатой и доброй – у нее отнимают–отнимают, а ей все нипочем!
«ЯМы с национальным достоянием России» — должно быть золотом выгравировано на кошельках, портфелях, чемоданах топ-менеджеров «Газпрома». Хотя с их состоянием те даже не из кожи, а целиком золотые. Смотришь на хозяев и осознаешь, как газ превращается в золото.
Денежный поток
Этого расследования могло не случиться, если бы однажды в недрах компании «Стройгазконсалтинг» кто-то не решил, что можно кинуть владельцев ООО «Берген». Ну, подумаешь — маленькая фирмулечка из Екатеринбурга взялась поработать на просторах огромного «Газпрома». Кто ее, вообще, впустил в периметр газовой империи? Ну, так вход — рубль, выход – два!
«Берген» с 2016 года не может взыскать 133 миллиона рублей с ООО «СГК-Трубопроводстрой-4» (СГК-ТПС-4), по заказу которого екатеринбуржцы отработали на Ямбургском месторождении. За прошедшие три года установленного судом должника сослали в банкротство, а гендиректор ООО «Стройгазконсалтинг» Станислав Аникеев заработал сотни миллионов рублей и возглавил «Газстройпром».
Откуда берутся основания утверждать, что доходы этого бывшего сотрудника КГБ исчисляются в цифрах с многочисленными нулями? «Уралинформбюро» заглянуло в бухгалтерскую отчетность ООО «Стройгазконсалтинг», где Аникеев директорствовал в 2015-2019 годах.
Три последних отчетных года выручка одного из ключевых стройподрядчиков «Газпрома» составляла в среднем 150 миллиардов рублей. А управленческие расходы – 3,6 миллиарда в год. По 300 миллионов рублей в месяц. В них, разумеется, зашита «белая» зарплата Станислава Аникеева.
А теперь вопрос на засыпку – может ли в газовой империи младший по званию получать доход больше своего вышестоящего руководителя? Это, наверное, казус из разряда российских министров, зарабатывающих вперед премьера.
Весь 2016 год директором СГК-ТПС-4 был Андрей Бурдюгов. А полтора последующих года эту должность занимал его заместитель Василий Загребин. «Уралинформбюро» располагает сведениями о премиях, начисленных двум управленцам с мая 2016-го по июль 2017-го. Она исчислялась десятками миллионов рублей в месяц. Во всяком случае, кредитор «Берген» требует привлечь их к субсидиарной ответственности и взыскать 700 миллионов рублей!
Неопровержимый факт. В 2017 году доходы «СГК-ТПС-4» составили чуть более 1 миллиарда рублей, а расходы – 2 с лишним миллиарда. Премии топ-менеджерам компании в первом полугодии превысили 150 миллионов рублей.
До августа 2017 года ООО «Стройгазконсалтинг» во главе с Аникеевым владело 80% долей в ООО «СГК-Трубопроводстрой-4». После вывода премиальных и крупных сумм на подконтрольные юрлица началась контролируемая газовиками процедура банкротства «СГК-ТПС-4», а ее ключевым владельцем неожиданно стала «мутная» компания с Алтая.
То есть «Трубопроводстрой-4», имея достаточные средства для расчета с кредиторами, уверенно загонялся в банкротство. При этом по сути он использовался для обналичивания крупных денежных сумм. В чьих интересах? Можно ведь проверить, на каком основании директора получали такие премии и как они ими распорядились. А еще есть статьи в Уголовном кодексе по банкротству, под которые могут подпадать действия Бурдюгова и Загребина.
Скажите, как его зовут
За год своего расследования на газовом поле мы неплохо изучили схемы «пряток». Скажем, продает «Стройгазконсалтинг» служебный автомобиль Toyota Alphard жительнице Курска за смешные 120 тысяч рублей. А затем он оказывается в элитном коттеджном поселке, где семье Аникеевых принадлежат три домостроения и СПА-центр ценой в несколько десятков миллионов долларов.
Про чудеса в поселке Николино на Рублевке мы рассказывали подробно. И удивлялись, где в конце 90-х Аникеев мог заработать 5 миллионов долларов на свой первый коттедж? Сейчас выскажем гипотезу.
В те времена членом Правления ОАО «Газпром» и акционером был Юрий Горяинов. В числе его многочисленных должностей — начальник департамента инвестиций и строительства компании, председатель Совета директоров ОАО «Центргаз».
Как утверждают знающие этого маститого газовика, лауреата Госпремии, мыслит он масштабно. Отсюда и финансовый масштаб.
Горяинов – акционер «Стройтрансгаза». Разумеется, не такой большой, как Геннадий Тимченко. Он единственный акционер-«физик» в газпромовской гостинице «Рэдиссон-Лазурная» (Сочи). Его там пытались «отжать», но бесполезно тягаться с соратником Черномырдина и Вяхирева!
В публичном доступе фотографий Горяинова почти нет (кстати, как и Аникеева). Столичная журналистка так характеризовала его после встречи: «на правом запястье у писателя золотые часы с фиолетовым циферблатом, на левом — золотая цепочка, на пальцах золотая печатка с буквами ГО и два золотых кольца». Это же 70-летний совладелец «Газпрома» (акции на несколько миллионов долларов), а не член Союза писателей, несмотря на свои семь книг!
Горяинов в том числе написал роман «Мавриканец», главный герой которого — разведчик, внедренный в зарубежье. Как знать, может быть прототипом послужил чекист с экономическим образованием Аникеев. В 1998 году он на Волге приступил к работе на «Газпром», возглавляемый Ремом Вяхиревым.
Газпромовские «тузы» в миллениум понимали, что их служебная карьера заканчивается. Они уже вложились в акции, создали компании, зарабатывающие на перепродаже газа. Нужно было лишь внедрять своих людей в империю и двигать на руководящие должности.
В 2002 году из саратовской глуши Аникеев выдвигается директором материально-технического обеспечения «Мострансгаза». А в 2009 году становится гендиректором расположенного в Туле ОАО «Центргаз». Этому как раз могли способствовать акционеры — Юрий Горяинов и Татьяна Дедикова (дочь Вяхирева). Они очень любили Тулу, держали там бизнес и даже были акционерами футбольного клуба «Арсенал» вместе с «Центргазом».
А в 2015 году Аникеев, не покидая кресла в «Центргазе» (он до сих пор директор), возглавляет «Стройгазконсалтинг». Это – выход в высшую газовую лигу.
И дорога к золотому пьедесталу. Ну, за какие заслуги менеджеры банкротного «Трубопроводстрой-4» получали сказочные премии? И какие выдающиеся достижения Аникеева в убыточном «Стройгазконсалтинге» оценивались в космическую зарплату? А что если предположить, что все эти персонажи – цепочка вассалов, по которой мощный денежный поток уходит к сюзеренам, советским генералам «Газпрома»?
Если сравнить две биографии, Станислав Аникеев сейчас встал на должность, сравнимую с той, которую занимал Горяинов. Означает ли это успех его внедрения в газовую империю?
Вадим ДЫНИН