Как известно, малые и средние банки Китая сейчас находятся в непростой ситуации. Были проведены бэйлаут и национализация Baoshang Bank, Bank of Jinzhou, Heng Feng Bank. Вызывают тревогу Henan Yichuan Rural Commercial Bank Co Ltd и Yingkou Coastal Bank.
Причина, по которой столь многие (пока что) более мелкие китайские банки прошли через бэйлаут, или массовый отток вкладов, заключается в том, что в период, когда ставки по межбанковским операциям или по операциям РЕПО в Китае росли на фоне растущих опасений со стороны контрагентов, все больше банков были вынуждены почти полностью полагаться на депозиты, чтобы финансировать себя, повышая ставки по депозитам для поддержания стабильного уровня финансирования.
Между тем, снижение ключевых кредитных ставок с августа, направленное на то, чтобы стимулировать замедление экономики, лишь усугубило давление чистой процентной маржи на банки.
Другими словами, при меньшем доходе от кредитования и отсутствии полного спектра финансирования, процентные ставки, которые может предложить Китай небольшим банкам для привлечения депозитов, могут еще сильнее подорвать их стабильность. Ирония судьбы в том, что для сохранения критически важной базы депозитов малым банкам приходится еще сильнее повышать депозитные ставки, чтобы выделиться, истощая собственную жизненную силу и запуская процесс самоуничтожения.
Дай Чжифэн, банковский аналитик Zhongtai Securities, сказал, что трудности с финансированием могут исказить поведение небольших банков. Вырастет вероятность банкротства. «Из-за отсутствия конкурентоспособности, некоторые из них обратились к операциям с высоким риском», — сказал он, добавив, что в некоторых учреждениях возможен кризис ликвидности.
Но стране, объем финансовой системы которой $40 трлн, вдвое больше американских банков, имеющей 4 тыс. мелких, средних и крупных государственных банков, следует напомнить, что четыре крупнейших банка в мире сейчас — китайские:
ICBC: $4 трлн
China Construction: $3,4 трлн
Agri Bank of China: $3,3 трлн
Bank of China: $3,1 трлн
Вопрос о том, сколько банков обанкротятся в ближайшее время, актуален не только для Китая, но и для всего мира.
В понедельник ЦБ Китая заявил, что банковский сектор Китая «показывает признаки напряженности», при этом ЦБ считает, что более 13% из 4379 кредиторов несут «высокий риск».
Другими словами, к пяти банкам, перечисленным выше, которые либо потерпели отток депозитов, либо прошли через бэйлаут или национализацию, можно добавить еще 500 банков, которые постигнет та же участь.
Как сообщает Bloomberg, в своем докладе о финансовой стабильности Китая за 2019 г. в категорию высокого риска входят 586 банков и финансовых компаний, большинство из которых — небольшие провинциальные учреждения.
Вот почему следующий мировой финансовый кризис, скорее всего, начнется в какой-нибудь отсталой китайской провинции, известной своими загрязняющими атмосферу угольными заводами, городами-призраками и нарисованными данными о ВВП: пока иностранные и частные банки считаются относительно безопасными, более трети сельских кредиторов входят в категорию учреждений с «высоким риском», которые близки к провалу. Кроме того, некоторые средние и мелкие финансовые учреждения получили плохие рейтинги на фоне замедления экономики, а ведь именно мелкие кредиторы более чувствительны к колебаниям в экономике.
Что сделал НБК с этим списком? Как сообщает Bloomberg, центробанк уведомил каждый банк о рейтинге и потребовал от некоторых из них увеличить капитал, сократить объем «плохих» кредитов, ограничить дивиденды и даже изменить систему управления. Короче говоря, триллионы китайских банковских (просроченных) активов вот-вот загадочно исчезнут, пока сотни местных банков изо всех сил пытаются ввести ликвидность на свои балансы, эффективно удаляя свободную ликвидность с межбанковского рынка.
Кроме того, НБК также провел стресс-тест 30 средних и крупных банков в первой половине 2019 г. По базовому сценарию, согласно которому рост ВВП достигнет 5,3% (значительно выше, чем реальный ВВП Китая), 9 из 30 крупных банков обанкротились, и их коэффициент достаточности капитала снизился до 13,47% с 14,43%. При наихудшем сценарии, согласно которому рост ВВП составляет 4,15%, 17 из 30 крупнейших банков Китая не прошли тест. Таким образом, учитывая, что вся финансовая система Китая составляет примерно $40 трлн, это говорит о том, что теперь у Китая есть непреодолимая проблема в размере $20 трлн.
Кроме того, стресс-тест ликвидности в 1 171 банке, а это почти три четверти банковского сектора Китая по активам, показал, что 90 банков при базовом сценарии потерпели бы неудачу, 159 — при наихудшем.
По данным ЦБ, в прошлом году он добился прогресса в сдерживании финансовых рисков, но отметил, что для устранения некоторых потенциальных угроз надо больше времени. Финансовые риски могут «возникать легко» и чаще, так как экономика остывает, растет риск замедления глобального роста, что само по себе наводит на мысль о том, что происходит.
Столкнувшись с этой сложной ситуацией, центробанк заявил, что ему следует «сохранять хладнокровие», удерживая баланс между экономическим ростом и контролем над рисками. Это также означает, что НБК находится в ловушке. С одной стороны, он не может дальше снижать ставки, это приведет к тому, что еще более мелкие банки станут неплатежеспособными, с другой стороны, он не может повышать ставки: тогда вся экономика замедлится, начнется беспрецедентное опустошение и уничтожение десятков триллионов банковских активов.
Следующий год станет последним годом трехлетней кампании политиков по сдерживанию финансовых рисков. НБК заявил, что «отрегулирует» свою политику в соответствии с экономической ситуацией, гарантируя, что она не будет слишком жесткой или слишком мягкой. Неизменным останется направление по сдерживанию финансовых рисков. Несмотря на то что все плохо и с каждым днем становится все хуже, НБК будет делать то, что Китай так хорошо делал в последнее десятилетие, когда речь шла о преодолении беспрецедентных рисков, связанных с долгом/ВВП в 320% и финансовой системой на $40 трлн.