Разорившаяся ещё в 2017 году авиакомпания «ВИМ-Авиа» по факту оказалась банальной финансовой пирамидой, которую выстроили её же собственники. Следственный комитет предъявил обвинение в окончательной редакции бывшему гендиректору авиаперевозчика Александру Кочневу и главному бухгалтеру Екатерине Пантелеевой.
При этом уголовные дела в отношении собственника «ВИМ-Авиа» Рашида Мурсекаева и финансового директора Алевтины Калашниковой выделены в отдельное производство, поскольку оба фигуранта уже давно скрываются за границей и объявлены в международный розыск. Однако, судя по тому, как в России ищут проворовавшихся банкиров, уехавших за рубеж, можно предположить, что и собственники авиакомпании сегодня вполне вольготно чувствуют себя в далёком зарубежье. Благо финансовых проблем у них, похоже, точно нет.
Как удалось выяснить следствию, схемы хищений в «ВИМ-Авиа», по сути, ничем не отличались от выводов активов, которые происходят сегодня чуть ли не в каждом втором российском банке. Руководство авиаперевозчика подделывало документы бухгалтерской отчётности, намеренно скрывая убытки, что позволяло «ВИМ-Авиа» получать весьма щедрые кредиты. Например, один только Абсолют Банк авиакомпании удалось «облегчить» на целых 1,6 млрд рублей. Кстати, около 9 млн долларов от этой суммы, уверяет следствие, г-н Мурсекаев положил себе в карман. Сделать это ему удалось, заключив фиктивные договоры купли-продажи авиационной техники.
Впрочем, далеко не всегда собственники-авиаперевозчики утруждали себя написанием даже фиктивных документов. Например, с мая 2015 года по сентябрь 2017-го, когда финансовые дела «ВИМ-Авиа» стали уже из рук вон плохи, г-н Мурсекаев и его супруга выписали себе в виде дивидендов и зарплаты более 162 млн рублей. При этом, отмечают в СКР, на тот момент убытки компании составляли более 2,5 миллиарда.
Ещё одним источником сверхдоходов для собственников авиаперевозчика служили схемы по продаже авиационного топлива. Керосин для «ВИМ-Авиа» закупался только у компаний, подконтрольных всё тому же Рашиду Мурсекаеву. В результате сумма ущерба авиакомпании составила более 117 млн рублей.
Закономерно возникает вопрос: как при таком положении вещей «ВИМ-Авиа» удавалось так долго оставаться на плаву, являясь при этом чуть ли не лидером рынка туристических авиаперевозок? Получается, что финансовую устойчивость компании и даже достоверность предоставляемых ею отчётов вообще никто не проверял. Причём возникают большие сомнения, что делалось это по легкомыслию.