18 ноября 2019 года была прекращена деятельность Национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которым ровно 10 лет являлся Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ).
Однако в 2016 году арбитражные управляющие вследствие неэффективности саморегулирования объединились в Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих (ОРПАУ, Профсоюз).
По мнению экспертов, противоречие РССОАУ и ОРПАУ заключалось в том, что они по разному видели отношения арбитражных управляющих и государства, если РССОАУ стоял на необходимости нормативно-правового регулирования в отрасли, то ОРПАУ развивал социальное партнерство, то есть договорно-правовое регулирование. Кульминацией стало то, что 1 октября РССОАУ обратился в Генпрокуратуру с просьбой ликвидировать Профсоюз. Проверка нарушений не выявила, но была воспринята как грубое вмешательство в дела Профсоюза. В связи с чем ОРПАУ 1 ноября обратился со встречным заявлением обосновать наличие у РССОАУ статуса национального объединения СРО. Вследствие чего 18 ноября РССОАУ был лишен статуса национального объединения СРО арбитражных управляющих.
Вертикаль саморегулирования среди арбитражных управляющих разрушена. Что это значит для всего института банкротства?
Законом о банкротстве предусмотрено, что арбитражные управляющие обязаны состоять в саморегулируемых организациях, которые объединены в национальное объединение СРО. Статус такого объединения 03.07.2009 году и получил РССОАУ.
Деятельность РССОАУ в последние два года связана с постоянными конфликтами. Сначала в июле 2017 года РССОАУ вступил в конфликт с исполнительной властью, агрессивно лоббируя поправки в Закон о банкротстве, которые шли вразрез с позицией Правительства. Потом РССОАУ вступил в конфликт с саморегулируемыми организациями, подавая на них в суды и вынуждая их покидать организацию. Обращение в Генпрокуратуру с жалобой на ОРПАУ прекратило карьеру РССОАУ.
Именно то, что РССОАУ перестал двигаться к тем целям, для достижения которых был создан, а погряз в конфликтах со всеми и по любому поводу, и привело к тому, что количество саморегулируемых организаций в нем снизилось ниже критического уровня, необходимого для национального объединения, что и стало формальным поводом для лишения статуса.
Прокомментировать ситуацию мы попросили Директора РССОАУ Кирилла Ноготкова:
— Кирилл, были ли вы готовы к такому развитию событий?
—Нет, мы не были готовы. Росреестр не проводил в отношении нас никаких проверок, не было никаких запросов, поэтому непонятно, откуда эта информация. Официальных документов мы не получали
— Как вы считаете, что будет дальше, какая-то иная организация получит статус национального объединения или эти полномочия перейдут государству?
— Если Союз действительно будет лишен статуса, сложно сказать, кто возьмет на себя его функции. Со стороны государства и регулирующих органов явно прослеживается тенденция поставить отрасль под государственный контроль.
После лишения РССОАУ статуса национального объединения на федеральном уровне остались две структуры, которые имеют полномочия представлять интересы профессионального сообщества: ОРПАУ и Российский антикризисный союз – Общероссийское отраслевое объединение работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РОСАНТИ).
Насколько могут измениться позиции этих структур, мы попросили рассказать Президента РОСАНТИ Михаила Сачёва:
— Михаил, в чем на Ваш взгляд были причины того, что саморегулирование в сфере банкротства попало в такой кризис?
— После нелегитимной, на мой взгляд, смены руководства Российского союза, которая произошла 29.10.2018, к власти пришла определенная группа. И она сделала все, чтобы люди вышли из состава объединения. Это процесс начался немного ранее, но со временем приобрел катастрофический масштаб. Практически все более-менее адекватные СРО вышли из объединения. И целый год все боролись за лишение РССОАУ статуса, потому что в его составе осталось примерно 18 СРО из 49. Они не могли представлять мнение всего профессионального сообщества. Дошло до того, что прекращение членства стало возможным только в судебном порядке, так же «трясли» со всех взносы – полностью дискредитировали себя как сила, объединяющая профессиональное сообщество. Было много жалоб, писем, и в результате медленно, но верно справедливость восторжествовала. РССОАУ перестал соответствовать формальным критериям, и его лишили статуса.
Это была комплексная работа на протяжении минимум последнего квартала: жалобы о том, что статус РССОАУ не соответствует фактическому положению дел, шли в течение всего года, многие СРО писали. РССОАУ присвоил себе монопольное право везде выражать мнение всего профсообщества, хотя в его составе всего 30% СРО, и эта часть направлена против сообщества.
Вся подпольная борьба, которая ведется, сейчас выйдет наружу. Будет создаваться новое национальное объединение СРО или начнутся больше развиваться механизмы социального партнерства не понятно. Пока нет четкого понимания, по какому пути будет развиваться ситуация.
— Михаил, вы сейчас остались единственным объединением саморегулируемых организаций, которое имеет право на федеральном уровне выступать от имени всех СРО и даже разрабатывать федеральные стандарты. Какими будут первые шаги РОСАНТИ, после того как РССОАУ лишили полномочий?
— РОСАНТИ – это не просто объединение СРО, это общероссийское отраслевое объединение работодателей и СРО. Условно говоря, мы берем не количеством членов в структуре, а качеством и уровнем работы. Мы будем обсуждать этот вопрос с профсоюзом. Ведь можно погнаться за двумя зайцами и все потерять. У нас нет желания стать национальным объединением именно арбитражных управляющих. Мы хотим остаться представителем работодателя и говорить о социально-правовых отношениях с государством.
— Как по вашему мнению скажется лишение РССОАУ статуса национального объединения на развитии социального партнерства, за которое выступают РОСАНТИ и ОРПАУ?
— Союз в некотором смысле был нашим идеологическим противником, потому что считал, что в работе арбитражных управляющих нет трудовых отношений. В данном случае для нас это чуть-чуть лучше, но не существенно. Потому что мы работаем на более широкой нормативно-правовой базе, не ограничиваясь законами о банкротстве и о СРО. Есть еще Трудовой кодекс, Российская трехсторонняя комиссия и так далее. Мы более широко охватываем ситуацию и оцениваем ее с высоты.
Никакой трагедии не произошло. Фактически национального объединения нет уже давно, произошедшее – чистая формальность, всем было известно, что в Союзе осталось всего 18-20 СРО. Для внешнего мира это новость, а для нас – давно ожидаемое событие, за которое боролся десяток СРО. Де-факто стало де-юре.
Предчувствуя и предвидя все это, на Уральском форуме мы приняли резолюцию и обратились в Госдуму, чтобы на ее площадке провести всероссийский съезд арбитражных управляющих под патронажем Государственной Думы. Речь идет о рядовом слое, потому что интересы руководителей СРО и интересы арбитражных управляющих в этой ситуации разнятся. Первые хотят сохранить за собой статус, а вторым нужны комфортные условия труда.
Как следует из информации, размещенной в телеграм-канале ОРПАУ (http://t.me/orpau) «последней каплей», которая послужила причиной лишения РССОАУ статуса национального объединения, стало обращение РССОАУ в Генеральную прокуратуру с просьбой прекратить деятельность ОРПАУ.
Мы обратились за комментариями к Председателю ОРПАУ Михаилу Василеге:
— Почему РССОАУ перешел к таким не совсем достойным действиям в отношении профсоюза? Это был какое-то жест отчаянья?
— Мне трудно сказать, но такое поведение сложно назвать рациональным. Причем все их доводы были настолько надуманы, что, я уверен, в РССОАУ никто и не рассчитывал на то, что заявление будет удовлетворено. Это было больше похоже на пиар-ход, провокацию. Поэтому мы были вынуждены ответить, причем в такой же полусерьезной форме. Ведь ОРПАУ не может обращаться с заявлением о лишении национального объединения статуса, это прерогатива только самого национального объединения или СРО, которое в него не входит. Мы не сильно наблюдаем за тем, что происходит в сообществе саморегулируемых организаций, там многие СРО уже обращались, их заявления просто не рассматривались, но общероссийский профсоюз – это не СРО. Если честно, нам никак не мешал РССОАУ, это был лишь ответный ход, так как они просто перешли вполне очевидные красные линии. РССОАУ ведь сам пошел на эту провокацию, от которой и пострадал, пусть внутри себя ищут провокатора и делают выводы.
— Но, возможно, ОРПАУ начал действительно мешать РССОАУ, ведь вы начали заниматься вопросами, которые РССОАУ считал своими?
— Это не совсем так. Профсоюз – организация, которая представляет арбитражных управляющих в отношениях с органами государственной власти, и это наша сфера деятельности. Тут скорее РССОАУ начал выходить за пределы своих полномочий и заниматься вопросами, которые регулируются социально-трудовыми отношениями, в которых РССОАУ не сторона. Цели и задачи национального объединения прописаны в законе о банкротстве, у него очень незначительные полномочия. Причина скорее в конфликтности РССОАУ, ведь они уже давно поругались со всеми: и с властью, и с профсообществом, они превратились в маргинальную структуру псевдо-экспертов. Мы же с РОСАНТИ занимаемся тем, что стараемся привести наши отношения с органами государственной власти в порядок. Но наличие или отсутствие национального объединения не сильно повлияет на что-то, так как необходимо развивать отношения социального партнерства, ведь именно излишнее нормативно-правовое регулирование отрасли завело ее в тупик, арбитражный управляющий перестал быть антикризисным менеджером, превратился в формального исполнителя закона, банкротство стало работать на разрушение, а не на оздоровление экономики. В этом проблема и подход РССОАУ только усугублял ее. К тому же РОСАНТИ обладает всеми необходимыми полномочиями национального объединения и даже значительно большими.
Видимо в процессе эволюции и естественного отбора саморегулирование оказалось не таким жизнеспособным, как представлялось тогда, когда его навязали арбитражным управляющим.