Фэшн-ретейлеры теряют покупателей. Главные причины — снижение доходов населения и распространение идей осознанного потребления
За три года Shopping Index московских розничных магазинов fashion-ретейлеров сократился на 18% — падение хуже среднего показателя для торговых центров. Ждать роста объема продаж рынку не стоит, даже несмотря на то, что падение в настоящее время замедлилось. Такие данные приводят аналитики Watcom Group. На исследование ссылается газета «Коммерсантъ».
Трафик магазинов одежды демонстрировал стабильное падение ежегодно, подтвердила генеральный директор компании Finn Flare Ксения Рясова.
Ксения Рясова гендиректор компании Finn Flare
«С обнищанием населения связано — происходит падение покупательной способности абсолютно во всех секторах. Мы вынуждены постоянно сокращать свою маржинальность для того, чтобы удерживать выручку и наращивать ее на каждой конкретной площадке. Вести бизнес за последние три года стало гораздо тяжелее. Не только мне, но и всем моим друзьям-конкурентам. На падающем рынке, да еще когда поднимается НДС, масштабы потерь становятся совсем глобальными. Мне кажется, что весь ретейл сейчас просто выживает. Мы в ожидании того, что будут массовые банкротства. Либо мы заберем долю рынка тех, кто банкротится, либо все-таки, надеяться на это глупо, но государство вернется к НДС 18%, либо доходы населения начнут расти. В общем, мы чего-то ждем. Главная причина — что у людей в кошельке денег все меньше и меньше. Зарплаты особо сильно не индексируются, квартплата растет, налоги растут, цены все растут. Минус необходимые траты: квартплата, еда, проезд. В итоге у тебя на одежду остается тысяча рублей в месяц, и ты можешь пойти и потратить ее по своему усмотрению».
Что касается идей осознанного потребления, когда люди планируют покупки заранее и не берут одежду импульсивно, это как раз позитивно сказывается на рынке, считает Ксения Рясова. Потребители ориентируются на качественную одежду, покупают реже, но то, что прослужит дольше. Это позволяет выживать производителям, которые шьют такой продукт.
Есть еще одна причина падения трафика в торговых центрах — покупатель перемещается в онлайн. Там как раз рост спроса на одежду. Говорит директор по связям с общественностью интернет-магазина «Озон» Мария Заикина.
Мария Заикинадиректор по связям с общественностью интернет-магазина «Озон»
«Если говорить о категории одежды на площадке Ozon, то она растет на десятки процентов год от года. По итогам 2018 года это было порядка 70%, в 2019 году она растет больше 100%. Связано это с тем, что наверняка сейчас спросы перемещаются из офлайн в онлайн, где больше витрина. И очень важный фактор, который этому способствует, — это развитие логистической инфраструктуры и развитие «последней мили». Потому что очевидно, что несколько лет назад многие люди не готовы были покупать одежду онлайн, потому что, например, им было странно, что они не могут потрогать руками или примерить. Сейчас, когда инфраструктура «последней мили» у e-commerce развивается очень активно… Мы, например, открываем активно пункты выдачи заказов с примерочными, и это, безусловно, барьер этому «потрогать, пощупать, померить» снижает, и люди все больше готовы переносить свои покупки этой категории в онлайн».
Рост спроса на одежду в онлайн-магазинах подстегивают технологии, которые позволяют подробно изучить товар на онлайн-витрине, говорит представитель «Озона». Имеются в виду цветопередача, описание товара, отзывы. По ее словам, за последний год онлайн-продажи в целом на рынке выросли на 30%.