Улан-удэнцы шокированы. Судебными приказами с их банковских карт снимаются крупные суммы, им приписывают долги за потребление тех коммунальных услуг, которыми люди никогда не пользовались. В одном из таких абсурдных дел разбирался «Номер один».
Плата за воздух
Елена Щербакова, увидев сообщение о снятии с ее карты наличности в общей сумме 3000 рублей, была удивлена. Никаких долгов ни по кредитам, ни по коммунальным платежам у нее не было, однако в телефонном смс говорилось другое.
— Мне пришло смс о том, что с меня «взыскана сумма по исполнительному производству. Причина задолженности по платежам за газ, тепло и электроэнергию. Информацию может предоставить судебный пристав». Все, что было на мои картах, 3200 рублей, все было снято, — говорит Елена.
Обратившись к судебным приставам, а затем к мировому судье, улан-удэнка выяснила, что приказ о взыскании оформила некая саратовская компания.
— Оказывается, еще в июне 2019 года в отношении меня появился приказ о взыскании 3200 рублей. Взыскатель – неизвестная мне компания ООО «Профи Групп», город Саратов. Я связалась с этой компанией, оказалось, что в апреле они купили долги у нашей обанкротившейся БКС и теперь от своего лица собираются взыскать с меня долги по холодному водоснабжению и водоотведению, включая еще пени.
Любопытно, что ни того ни другого у Елены нет, так как она проживает в частном секторе Левого Берега. А воду, как чаще всего бывает, жители частных домов берут из собственной скважины.
— В данном частном секторе в период нашего проживания, с 2005 по 2018 годы, нет и не было систем водоснабжения и водоотведения — ни водопроводных труб, ни колонок, ни водозаборных общих скважин и т. д. Соответственно, мы никогда не имели договора ни с одной компанией об оказании такого рода услуг. В каждом доме есть свои скважины, свои выгребные ямы — системы канализации. Топимся мы, например, твердотопливным углем. То есть целиком находимся на собственном обеспечении и не зависим от ресурсоснабжающих организаций. Да и в материалах дела нет ни одной моей подписи, договоров каких-либо, только учредительные документы между разными компаниями.
Я попыталась объяснить им, задала вопрос: «Знаете ли вы, где вообще находится мой дом, что это район Левого Берега на реке Селенге. И у нас нет систем водоснабжения и водоотведения в принципе. За что я должна платить? За воздух? На что мне ответили: мол, без разницы. Мы купили долги и сейчас их выбиваем, — рассказывает Елена.
Из рук в руки
Как выяснилось, в подобной же ситуации оказались и соседи Елены, жители частных домов по улице Измайловская.
При знакомстве с материалами дела Елена Щербакова была шокирована масштабами взимания долгов саратовскими коллекторами.
— Там большой список населения Бурятии и юридических лиц. Более 1 млн они должны взыскать с населения и примерно 164 млн — с юридических лиц. Кроме того, я обнаружила в материалах дела грубейшие нарушения со стороны мирового судьи: опечатки, факты, не соответствующие действительности, — сетует Елена.
Сейчас Елена вместе с адвокатом Виталием Хонихоевым написали заявление об отмене судебного приказа, затем их ждут баталии в суде.
Напомним, на протяжении многих лет «Водоканал» переходил из рук в руки, менял форму собственности. Изначально это было муниципальное унитарное предприятие, потом акционерное общество, потом «зашли» концессионеры — «Байкальские коммунальные системы».
— Вспомните историю банкротства БКС. Все деньги, которые выделялись на предприятие, разворовывались, а потом там вдруг говорят, что работают в убыток, якобы население не платит. Затем банкротство, и вот теперь долги переданы третьим лицам, которые как коллекторы взыскивают с граждан деньги через суды. Причем с большими пенями и судебными расходами, — говорит Виталий Хонихоев.
Слово за прокурорами
Правозащитник уверен, в этом деле должна разбираться республиканская прокуратура, а не каждый из граждан поодиночке.
— Этим должна заниматься прокуратура, так как масштабы взыскания огромные. И, самое главное, на примере Елены Щербаковой становится ясно, что долги-то «рисуются» непонятно как. В данном случае нам через суд, скорее всего, удастся доказать, что долги за то, чего нет, абсурдны. Но если другие граждане подключены к системе водоотведения и водоснабжения, тогда опротестовать «нарисованные» долги или правильность начислений коллекторами будет архисложно, — считает Виталий Хонихоев.
Напомним, в августе текущего года улан-удэнское МУП «Водоканал» внезапно объявило о том, что его деятельность стала приносить прибыль.
— «Водоканал» постоянно менял форму собственности. Хочется отметить, что ни при какой форме собственности у нас не было положительного финансового результата – прибыли не было вообще, — напомнил историю и подчеркнул уникальность ситуации директор муниципального предприятия Жаргал Цыбиков.
Так, характеризуя сотрудничество с БКС, он заявил, что «их работа привела к тяжелейшим финансовым последствиям». Вот только упомянуть о том, что эти самые последствия по сей день аукаются жителям республики, чиновники, видимо, забыли.