Прежде всего речь идет об объектах залога. Сейчас имущество, которое кредитор «временно не использует в текущей деятельности», а также «предназначенные для продажи долгосрочные активы» налогом не облагаются. Аналогичная льгота действует и для некредитных финансовых организаций – в отношении инвестиционных объектов и недвижимости, полученной по договорам отступного или залога.
А если нет серьезных текущих затрат – банки и фонды не спешат выводить объекты, полученные, например, в ходе банкротства заемщика, в оборот. (Вдруг рынок поднимется, и активы подорожают?)
Законопроект предлагает обложить налогом на имущество объекты, которые находятся на балансе кредитных и некредитных финансовых организаций более года. А если новый владелец получает хоть какой-то доход от использования недвижимости – то независимо от срока.
Документ внесен депутатами Самарской думы; правительство его поддерживает (при условии некоторой доработки).
По данным агентства «Национальные кредитные рейтинги», по итогам 2018 года объем непрофильных активов на балансах российских банков оценивается в 2,64 трлн рублей.
Президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО Игорь Горский считает возможное включение в оборот «банковской недвижимости» одним из возможных драйверов рынка. «Банки сидят на активах, как собака на сене… У нас есть клиенты, которые готовы приобретать непрофильное имущество, причем кредитуясь в том же банке. Они согласны купить «билет на войну», учитывая, что такие объекты обычно обременены судебными конфликтами, проблемами среди акционеров. Но банки стоят прочно, не отдают на рынок активы по тем или иным причинам».
Возможно, налоговые платежи – если самарский законопроект пройдет – помогут скорректировать позицию кредиторов.