Бенефициар, подозреваемый в выводе активов, вероятно, успел сбежать за границу. Его связывают со скандальным полковником ФСБ Черкалиным
Татарстанская НАСКО, занимавшая 8-е место на рынке ОСАГО в России и лишенная лицензии в мае, официально признана банкротом. 760 ее сотрудникам самое время искать работу, а тысячам кредиторов — запасаться терпением. Тем временем в отношении предполагаемого владельца НАСКО Александра Кондратенкова, который два года назад выкупил ее у татарстанских владельцев, возбуждено уголовное дело.
«ЕСТЬ СОМНЕНИЯ В ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ФИНАНСОВОМ СОСТОЯНИИ»
Заявление временной администрации АО «НАСКО» о признании последнего банкротом рассматривал вчера Арбитражный суд Татарстана. Напомним, в мае Центробанк России лишил Татарстан крупнейшего страхового бренда с 23-летней историей и 9,2 млрд рублей собранных страховых премий. Отзыв лицензии произошел, как только в публичное пространство просочилась информация, что НАСКО сменила владельца — 99,94% акций едва не купила группа инвесторов во главе с известным московским финансистом Александром Маем. Вводя временную администрацию, регулятор объяснял, что в последнее время страховщик платил только по судебным решениям или после жалоб в ЦБ, а также занижал суммы. В то же время от лица «акционеров АО „НАСКО“» в редакции СМИ рассылались письма о том, что они оспорят решение ЦБ РФ в суде. При этом на связь с прессой авторы посланий упорно не выходят и на вопросы не отвечают.
Вчерашнее заседание показало, что борьба действительно идет. На него в Арбитражный суд РТ, помимо внушительного десанта из Центробанка, пожаловал и представитель участников должника, который после слушания отказался назвать имя «БИЗНЕС Online». Он заявил, что на заседании совета директоров НАСКО представлять интересы участников было избрано ООО «Торговая компания „Персей“». Организация с таким названием действительно фигурировала в числе акционеров НАСКО, она владела 19,5% акций и принадлежала Лидии Кун. То есть, очевидно, акционер в суде представлял владельца, связанного со страховой группой «Опора». В рассылке СМИ бенефициаром НАСКО указывается некий Роман Цуркан, но считается, что за «Опорой» стоит бизнесмен Александр Кондратенков.
Делегат поспешил озвучить судье Ильдару Салимзянову ходатайство —попросил отложить судебное заседание исразу изложилсвою позицию по делу. «У нас основной момент такой, что отзыв лицензии не был связан с нарушением требований в части финансовой устойчивости и платежеспособности должника. Это прямо указано в приказе Центробанка от 14 мая 2016 года», — сообщил представитель «Персея». Однако, по его словам, буквально спустя два месяца с момента назначения временной администрации она обратилась с заявлением о признании страховщика несостоятельным. «Ввиду этого есть сомнения в объективности и обоснованности заключения временной администрации о финансовом состоянии. Потому хотели бы подробно ознакомиться с упомянутым заключением и, возможно, привлечь специалистов к данному делу», — отметил делегат и, учитывая удаленность местонахождения заявителя (Московская область), попросил предоставить эту возможность в тот же день.
Один из двоих представителей временной администрации ему сразу же возразил, сообщив, что, согласно закону о банкротстве, участники должника вступают в процесс с момента открытия конкурсного производства, а пока участвовать не могут. Временная администрация возражала и против отложения судебного заседания. Первый ее довод против: заявление в арбитражный суд было подано аж 16 июля. Второй довод-мнение: сторона пытается затянуть судебный процесс. «Участники общества — это лица, в отношении которых временной администрацией были в том числе поданы заявления в правоохранительные органы, — напомнил ее представитель Денис Корякин. —Потому что в преддверии отзыва лицензии выводились активы».
Но основной аргумент, по его словам, заключается все же в другом. Он пояснил, что так как в отношении страховой компании «НАСКО» не введена процедура банкротства, то и не приостановлено исполнительное производство по выигранным клиентами судам. «У нас в середине августа были арестованы все счета. Также идет списание по исполнительным листам. Сейчас у нас 762 работника. Зарплата пока что выплачивается. Но, если судебное заседание будет отложено, банально 760 работников, больше 500 которых из Татарстана, останутся без зарплаты», — обрисовал Корякин судье сложившуюся ситуацию.
Опять же из-за того, что у страховщика арестованы счета, у него нет свободных средств для взыскания дебиторской задолженности. Зато в отношении самой НАСКО, как сообщил Корякин, подано 2 466 исков на общую сумму более 1,8 млрд рублей. «Ввиду этого временная администрация просит не откладывать и не переносить судебное заседание», — подвел он итог.
Его полностью поддержал представитель ЦБ Данис Сахбетдинов, который отметил, что инициатор ходатайства, несмотря на поданное временной администрацией заявление, до сих пор никак себя не проявил.
«Это первое заседание после принятия заявления к производству. О каком затягивании процесса здесь может идти речь?» — попытался возразить представитель акционеров. Однако судья в отложении дела отказал.
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ БЫЛА ПАРАЛИЗОВАНА»
Получив слово,Денис Корякин сообщил, что временная администрация НАСКО провела финансовый анализ активов и обязательств страховщика и выявила, что стоимости ее имущества и активов недостаточно для исполнения денежных обязательств. Активы СК на момент анализа составляли 4,3 млрд рублей, обязательства — 8,5 млрд. Таким образом, установлен недостаток в сумме 4,2 млрд рублей.
Корякин также напомнил, что временная администрация столкнулась «с воспрепятствованием деятельности». Руководство НАСКО не обеспечило ей доступ в здание филиала в Москве, где находились серверы с базами данных, бухгалтерская отчетность и другая документация. «В связи с чем операционная деятельность временной администрации была, можно сказать, парализована, — констатировал представитель ЦБ. — У нас не было данных о имуществе организации. Все это пришлось восстанавливать в оперативном порядке».
Временная администрация в ходе работы выявила вывод активов в преддверии отзыва лицензии: «Сторонам, в том числе лицам, аффилированным с собственниками, производились переводы денежных средств». Когда же временная администрация запросила на эти операции документы, требуя в противном случае вернуть средства, на связь с ней никто вышел. Такой же результат возымели и требования к руководителям, заместителям и главным бухгалтерам об обеспечении взаимодействия с членами временной администрации и передаче всей документации. Так что временная администрация составила акты воспрепятствования деятельности и направила соответствующие заявления в правоохранительные органы, включая следственный департамент ГУВД Москвы.
Временная администрация, как отчитался в суде ее представитель, собрала и систематизировала бланки ОСАГО, имевшиеся у НАСКО по данным российского союза страховщиков. Инвентаризация выявила недостачу более 48 тысяч бланков ОСАГО. «Установить, где эти бланки находятся, не представляется возможным. Они признаны утерянными, их номера — недействительными», — рассказал Корякин. Кроме того, недосчитались и имущества более чем на 30 млн рублей.
Сейчас, по его словам. временная администрация ведет учет перечня требований кредиторов. «Уже поступило более 30 тысяч требований кредиторов о включении в перечень на сумму свыше 700 млн рублей. Это сумма, которая рассчитана. Часть требований, к сожалению, поступает без приложения соответствующих документов для установления сумм», — посетовал Корякин.
Временная администрация считает, что налицо признаки банкротства, — подытожил выступавший. В этой связи ходатайствует о признании страховой компании банкротом.
В результате судья Салимзянов заявление временной администрации удовлетворил — признал НАСКО банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим утверждена госкорпорация АСВ. Согласно решению суда, полномочия временной администрации прекращены. Суд обязал ее в 10-дневный срок передать конкурсному управляющему печати и штампы должника, бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и иные документы.
Судебное заседание по рассмотрению отчета о результатах проведения конкурсного производства НАСКО или вопроса о его продлении назначили на 27 августа 2020 года. Решение, как напомнил судья, исполняется немедленно. Оно может быть обжаловано в месячный срок в 11-м арбитражном апелляционном суде.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, КОНДРАТЕНКОВА ПРЕСЛЕДУЕТ ПОЛИЦИЯ
Одновременно вчера к вечеру стало известно, что в отношении Кондратенкова возбуждено уголовное дело. Об этом сообщил РБК со ссылкой на источник, знакомый с материалами дела, в публикации Кондратенков также называется владельцем НАСКО. В МВД изданию уточнили, что в отношении Кондратенкова возбуждено дело по статье о присвоении или растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК). Это уголовное дело возбуждено по факту хищения денежных средств в крымской страховой компании «Вектор». Финансовый анализ ЦБ показал, что первичная сумма ущерба от деятельности «Вектора» составляет 100 млн рублей. По словам собеседника РБК, следствие считает, что 63 млн руб. были похищены Кондратенковым из «Вектора» путем вывода средств в подконтрольные ему компании. Другой эпизод дела связан с перечислением собранных страховых премий под видом перестрахования в Португалию на счет перестраховочной компании Prorisk Reinsurance.
Кондратенкова также проверяют по делу бывшего руководителя 2-го отдела управления «К» (банковский отдел) ФСБ Кирилла Черкалина, рассказал РБК источник, близкий к ФСБ. Черкалину в мае было предъявлено обвинение в получении взяток на $850 тыс. за «действие или бездействие» и общее покровительство в отношении некой коммерческой структуры в 2013–2015 годах. Вместе с Черкалиным по подозрению в мошенничестве были задержаны бывшие сотрудники подразделения — Андрей Васильев и Дмитрий Фролов. При обысках у них изъяли 12 млрд руб., все трое арестованы.
По информации РБК, Кондратенков выехал за границу. Повестки следователя о вызове на допрос он проигнорировал и в ближайшее время будет объявлен в розыск.
По иронии судьбы, на днях исполнилось ровно два года, как НАСКО вместе с клиентами слили «могильщикам» прежние бенефициары — депутат Госдумы Ринат Хайров и Ак Барс Банк.